Взаимодействие цены, спроса, предложения
Спрос и предложение являются основными категориями не только ценообразования, но и рыночной экономики. Спрос в конечном счете определяет цены на товары. Спросом можно назвать желание и возможность потребителя приобрести товар в определенное время в определенном месте. Количество товаров, которое покупатель готов приобрести в данных условиях в определенный промежуток времени, называется объемом спроса.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть продано по этой цене, устанавливается определенное соотношение: чем ниже цена товара, тем больше объем продаж. Эту взаимосвязь представляют либо в виде таблицы (шкала спроса), либо в виде графика (кривая спроса). Снижение цены при прочих равных условиях увеличивает объем спроса (количество проданного товара).
Однако при постоянной цене спрос будет зависеть от изменения других факторов (неценовых), которые в данном случае будут объективными (при этом кривая спроса будет смещаться влево или вправо, и в этом случае говорят об изменении спроса).
В числе неценовых факторов, влияющих на изменение спроса, основными являются следующие:
- Цены взаимосвязанных товаров. К таким товарам относятся взаимозаменяемые товары – товары-субституты (когда увеличение цены одного товара влечет за собой рост спроса на другой товар) и взаимодополняемые товары – товары-комплементы (когда увеличение цены одного товара вызывает снижение спроса на другой товар).
- Уровень доходов покупателей. Если увеличение доходов повышает спрос на товары, такие товары называются нормальными (полноценными), если снижает – речь идет о низших (малоценных) товарах, которым покупатели предпочитают аналогичные лучшего качества и более удобные.
- Потребительские ожидания. Будущее повышение цен, увеличение доходов, ожидание дефицита товаров увеличивают спрос в данный период времени; ожидание снижения доходов, появление товаров-заменителей, организация распродаж товаров – напротив, сокращают текущий спрос.
- Количество потребителей. Как правило, спрос на любой товар при всякой цене растет с увеличением числа покупателей, и наоборот.
- Вкусы и предпочтения покупателей. Этот фактор может изменять спрос в любую сторону.
При установлении рыночной цены не менее важную роль играет и предложение. Предложение – желание и возможность продавца продать товар в определенное время в определенном месте. Количество товаров, которое продавец готов продать в данных условиях, называется объемом предложения.
Между ценой товара и тем его количеством, которое может быть предложено по этой цене, устанавливается, как и в предыдущем случае, определенное соотношение, которое представляется либо в виде таблицы (шкала предложения), либо в виде графика (кривая предложения). Оно означает, что при увеличении цены объем предложения (количество предлагаемого товара) увеличивается: продавец, стараясь продать как можно больше товара, стремится извлечь наибольшую прибыль.
При постоянной цене на предложение влияют следующие основные (неценовые) факторы (при этом происходит смещение кривой предложения влево или вправо):
- Издержки производства продукции. Снижение издержек (дотации на закупку сырья, материалов, совершенствование технологии производства, льготное налогообложение и т.п.) приводит к увеличению объема выпускаемой продукции и, как следствие, – к увеличению предложения.
- Цены на другие товары. К товарам, влияющим на предлагаемые, относятся товары-конкуренты (снижение цены товара увеличивает предложение товара-конкурента, и наоборот) и товары, производимые «совместно» (здесь увеличение цены одного из товаров увеличивает предложение другого).
- Количество продавцов. Увеличение числа продавцов приводит к увеличению предложения.
Наложение кривых спроса и предложения одного и того же товара позволяет определить равновесную точку, соответствующую равенству объемов предложений и продаж (ей соответствует равновесная цена, по которой предлагаются и продаются одинаковое количество товара).
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу