Классификация цен в условиях рынка

Многообразие видов цен в условиях рынка позволяет систематизировать их по определенным признакам. В зависимости от признака цены подразделяются на большое количество категорий. Основные из этих категорий приведены ниже.

1. По функциональному значению цены делятся на:

  • собственно цены (понятие цены в узком смысле слова) – денежное выражение ценности товаров, имеющих материальное воплощение;
  • тарифы – денежное выражение ценности услуг (товаров, не имеющих материального воплощения) в производственной сфере (цены услуг транспорта, связи, коммунального хозяйства);
  • платежи – денежное выражение ценности услуг в непроизводственной сфере (в основном цены услуг бытового назначения: занятия в секциях, на различных курсах, содержание детей в яслях, детсадах, школах);
  • штрафы – цены, определяющие размер наказания за какие-либо нарушения.

Из рассмотренных видов цен особенностью структуры выделяются платежи и штрафы. Платежи обычно содержат только затраты и не имеют чистого дохода. Штрафы же состоят из затратной части (в основном это содержание контролирующих органов – материалы, оплата труда и т.п.) и доходной – материальной компенсации за различные нарушения, – которая в ряде случаев может быть очень большой (например, в штрафах, связанных с охраной окружающей среды, налоговым законодательством и т.п.). Следует отметить, что в состав тарифов и платежей могут входить сборы – дополнительные платежи, сопровождающие оплату основных услуг.

2. По временному фактору различают цены:

  • постоянные – неизменные в течение достаточно длительного времени (цены, срок действия которых не определен);
  • действующие – изменяющиеся часто и зависящие от спроса;
  • сезонные – имеющие колебания в определенные периоды времени (действующие цены, устойчиво снижающиеся в сезоны производства продукции);
  • ступенчатые – снижающиеся последовательно в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

3. По критерию регулирования цены делятся на устанавливаемые, регулируемые и свободные.

Цены устанавливаются и регулируются:

  • федеральными органами;
  • отраслевыми министерствами и ведомствами;
  • местными органами.

Федеральные органы устанавливают цены на ограниченный круг товаров (военная техника, драгоценные металлы, товары стратегического назначения, важная экспортная продукция) и регулируют цены в основном на товары естественных монополий, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

Министерства и ведомства устанавливают и регулируют цены на продукцию предприятий отраслевого подчинения цены на услуги автомобильного транспорта, министерств путей сообщения, связи и т.п.

Местные органы устанавливают цены на продукцию предприятий особой значимости, находящихся в их подчинении (водоканал, очистные сооружения и т.д.). Они также регулируют цены на наиболее массовые виды товаров и услуг, продукцию предприятий, подпадающих под антимонопольное законодательство, и отраслей, составляющих естественную монополию, а также на большинство коммунальных услуг.

Основными рычагами прямого регулирования цен при этом являются:

  • установление верхнего предела цены (которому соответствуют предельные цены);
  • определение нижнего предела цены (который гарантирует определенный размер налоговых отчислений в бюджет);
  • установление ограничений на размер посреднических надбавок и число посредников.

Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными. Особое внимание среди них уделяется предельным и фиксированным ценам, которые являются крайним вариантом прямого ценового регулирования (цены однозначного уровня) и устанавливаются по решению соответствующего органа или определенного субъекта рынка.

Свободные (рыночные) цены – цены, свободные от прямого вмешательства государственных органов. Они устанавливаются и изменяются производителями продукции (поставщиками) в соответствии со спросом–предложением.

К свободным ценам относятся:

  • цена спроса (складывающаяся на рынке покупателя);
  • цена предложения (указываемая в официальном предложении продавца без скидок);
  • цена производства (определяемая как сумма издержек производства и средней прибыли на весь авансированный капитал).

4. По стадиям прохождения товара от производителя до конечного потребителя цены группируются следующим образом:

  • оптовые изготовителя – формируются на стадии производства продукции, носят промежуточный характер и включают только издержки производителя и прибыль (поскольку они не содержат косвенных налогов, то служат лишь для учета произведенной продукции в денежных единицах);
  • отпускные изготовителя – образуются из оптовых изготовителя добавлением к ним косвенных налогов;
  • свободные отпускные – цены на товар, прошедший одну или несколько стадий оптового потребления (отпускные цены посредника); они включают одну или несколько оптовых наценок (посреднических надбавок) и являются основными для продукции, поступающей в конечное потребление;
  • свободные розничные – формируются в сфере розничной торговли (магазины, киоски, ларьки, лотки, вещевые рынки) и являются результатом наложения на свободные отпускные цены розничной наценки (торговой надбавки).

Разновидностью отпускных цен изготовителя являются свободные оптовые цены – цены на продукцию производственного назначения, имеющую определенного потребителя. Продукция по свободным оптовым ценам поступает напрямую к потребителю; такие цены, как правило, ниже отпускных (они являются для потребителя льготными).

К розничным ценам относится и аукционная цена (цена товара, реализуемого на аукционе). Как правило, она многократно выше рыночной цены, т.к. отражает специфические, уникальные, редкие свойства товара и также зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

5. В соответствие с критерием «франко» цены подразделяются по принципу включения в них транспортно-складских и коммерческих затрат (расходы на погрузочно-разгрузочные работы, аренда складов, транспортных средств, охрана, сопровождение груза и т.п.). «Франко» – пункт, до которого указанные затраты включаются в себестоимость продукции (при этом продавец несет ответственность за сохранность товара до франко-пункта). Основные виды франко-цен приведены на рисунке 3.

Рассмотренные франко-цены могут быть объединены в следующие две группы цен:

  • цены франко-отправления – цены, затратная часть которых кроме издержек производства включает расходы по доставке товара до пункта начала основной его транспортировки;
  • цены франко-назначения (франко-прибытия) – цены, затратная часть которых кроме издержек производства включает расходы по транспортировке товара до пункта назначения (потребления).

Как правило, для товаров производственного назначения распространено «франко-отправление», для потребительских – «франко-прибытие», для товаров, идущих за рубеж, – «франко-граница».

Классификация цен в условиях рынка

1. Способ установления цен позволяет выделить следующие их виды:

  • твердые (постоянные), которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставок по нему;
  • подвижные, которые могут быть пересмотрены после подписания договора, если во время его действия рыночные цены меняются;
  • скользящие, которые могут пересматриваться с учетом изменений в издержках производства за время действия договора.

2. По территории действия различают:

  • единые (поясные) цены – они устанавливаются и регулируются федеральными органами;
  • региональные (зональные) цены – их устанавливают и регулируют местные органы власти.

3. Из цен на товары, реализуемые на рынке продолжительное время, выделяют следующие их виды:

  • падающая – цена, устанавливаемая в прямой зависимости от спроса-предложения и постепенно снижающаяся по мере насыщения рынка;
  • долговременная – цена на товары массового спроса, не подверженная изменениям в течение длительного времени за счет внесения в изделия таких изменений, как уменьшение их массы, объема, длины или ухудшение качества;
  • гибкая – цена, реагирующая на соотношение спроса–предложения при их колебаниях в короткие промежутки времени;
  • преимущественная – цена, устанавливаемая продавцом (предприятием), занимающим доминирующее положение по данному товару на рынке.

Следует отметить, что из цен этой категории особое значение имеет психологическая цена, выражаемая величиной чуть ниже округленного ее значения, в результате чего у покупателя создается впечатление, что затраты в товаре определены точно, т. е. его не обманывают.

При этом, учитывая психологию восприятия цены покупателем продавец, при обычных условиях определив цену, например, 200 руб., при этом устанавливает ее равной 199 руб.; это, как считается, увеличивает объем продаж по следующим трем причинам:

  • читая цену слева направо, покупатель сначала видит цифру 1, а не 2;
  • видя некруглую цену, он считает, что цена определена точно;
  • покупатель любит получат сдачу (199 рублей без сдачи он вряд ли наберет).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)