Общее образование

Реформирование общего образования началось с отрицания главных принципов советской школы. Утверждалось, что она не прививала учащимся навыков саморазвития, поиска технологий открытий нового, игнорировала потребности и интересы ребенка, а работала на государство.

В основу стратегии реформы была положена идея развития, стоявшая на трех китах: непрерывном развитии самого образования, превращении его в механизм развития личности и в действенный фактор развития общества в целом.

Школе предстояло стать одним из главных институтов духовного обновления России и инструментом построения в ней постиндустриального общества. Под давлением общества конкурс в 10 класс был отменен в 1995 г.

В новой редакции Закона об образовании (1996 г.) уже указывалось, что полное среднее образование является общедоступным и бесплатным. Но запущенный процесс остановить было трудно.

Интересно
В 1996 г. на слушаниях в Госдуме вопроса об образовании отмечалось, что каждый десятый молодой россиянин не учится и не работает, и это вызывает всплеск преступности среди молодежи, которая растет в 15 раз быстрее, чем у взрослых.

Школа тяжело переносила «шоковую терапию». Закон 1992 г. предусматривал вложение в образование на уровне не менее 10%  ВВП. Но они составили 4,6% в 1992 г., 5,8% – в 1993 г., около 3% – в 1994 г. и полностью не выплачивались.

В ответ на недовольство граждан Б. Ельцин в предвыборной программе 1996 г. обещал дополнительно выделить средства на науку, образование и культуру.

Но обещание выполнил не полностью, а часть выделенных денег «съели» инфляция и кризис 1998 г. Состояние школы, несмотря на непрерывное реформирование, не отвечало потребностям общества.

Плюрализм учебных программ привел к потере контроля над содержанием образования, создал проблемы учащимся при переходе из одной школы в другую и особенно при поступлении в вузы. Жизнь требовала неукоснительной реализации образовательных госстандартов, включавших федеральный минимум учебных предметов в программах.

Качество образования быстро падало, в том числе из-за использования скороспелых программ и учебников.

Углублялся разрыв между знаниями выпускников школ и требованиями вузов. Для его ликвидации в школах вводились платные «дополнительные предметы», которые часто вели вузовские преподаватели.

Повсюду распространилось репетиторство. По сути, оно стало самым эффективным сегментом образования, без которого нельзя представить постсоветскую школу

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)