Металлы и материалы для наращивания деталей электроитическими покрытиями

Электролитические покрытия применяются в авторемонтном производстве для наращивания изношенных поверхностей деталей, повышения их износостойкости, в декоративных целях и для предупреждения коррозии.

Кроме того, никелевые и медные электролитические осадки могут использоваться как подслой под другие покрытия, а медные осадки еще и перед цементацией и цианированием для защиты тех поверхностей деталей, которые не требуют насыщения углеродом и азотом.

Перед электролитическим хромированием и никелированием покрываемые поверхности обычно подвергают тонкому шлифованию и полированию с использованием шлифовальных и полировальных кругов.

Наибольшее применение в авторемонтном производстве нашли войлочные круги как наиболее дешевые:

  • мягкие – для шлифования деталей из алюминиевых и цинковых сплавов;
  • твердые – для шлифования стальных деталей.

При тонком шлифовании войлочными кругами может быть обеспечен 8–9-й класс шероховатости по ГОСТ 2789–79.

Полировальные круги изготовляют из войлока, сукна, фетра, бязи, миткаля, байки и киперной ткани. На рабочую поверхность полировальных кругов наносят полировальные пасты.

Главнейшими составляющими полировальных паст являются абразивы (окись хрома, окись алюминия, венская известь и др.) и связующие вещества (стеарин, парафин, жир и т. д.). В целях повышения эффективности полирования в состав паст целесообразно включать поверхностно-активные вещества: олеиновую кислоту, различные эмульгаторы и пр. При ремонте деталей железнением шлифование и полирование их поверхностей мягкими (войлочными) кругами не производится Поверхности деталей, подвергаемые электролитическому наращиванию, должны быть тщательно очищены.

Смазку и жир в электролитических цехах обычно удаляют с поверхности деталей натиранием составами, приготовляемыми на основе венской извести, или обработкой в щелочных растворах в специальных ваннах.

Для лучшего их действия в щелочные растворы вводят специальные добавки-эмульгаторы, обволакивающие масляные капли и способствующие отрыву их от поверхности деталей. В качестве эмульгаторов при подготовке поверхностей под наращивание применяют мыло, жидкое стекло, декстрин и др.

Эффективны эмульгаторы ОП-7, ОП-10. По сравнению с горячим химическим обезжириванием более эффективно горячее электрохимическое обезжиривание в электролитических ваннах.

Очищаемая деталь обычно подключается в качестве катода. В качестве анода рекомендуется применять никелевые или стальные никелированные пластины. Возможно и обратное подключение (деталь – анод) и даже работа на переменном токе. Обезжиривание деталей во всех случаях объясняется интенсивным выделением на их поверхностях пузырьков газа (кислорода и водорода), разрывающих жировую пленку.

Процесс снятия окисной микропленки с поверхностей деталей перед покрытиями называется декапированием, или анодным травлением. Этот процесс может осуществляться химическим и электрохимическим способами. В авторемонтном производстве,как правило, Применяется электрохимическое декапирование.

Интересно
Применительно к хромированию и никелированию оно может осуществляться непосредственно в рабочих ваннах для наращивания переключением на 30…50 с полярности ванны (деталь на это время становится анодом) или в специальных ваннах. При осталивании декапирование (анодное травление) всегда производится в специальных ваннах. При декапировании деталь подключается в качестве анода. Катодами в кислых растворах служат свинцовые пластины, в щелочных – железные.

В авторемонтном производстве для восстановления деталей электролитическим наращиванием применяются в настоящее время хромирование, осталивание, покрытия на железоцинковой, железоникелевой, железоцинкомарганцевой, железомарганцевой и других основах. Для получения защитных и декоративных покрытий применяют цинкование, меднение, кадмирование, анодирование, никелирование, хромирование.

В большинстве случаев электролитические покрытия наносятся в специальных ваннах; довольно широко применяются также проточно-струйные процессы и электролитическое натирание, осуществляемые на специальных установках.

Главным компонентом во всех случаях является хромовый ангидрид. Все электролиты приготавливают на дистиллированной воде.

Технический хромовый ангидрид всегда содержит серную кислоту, поэтому после растворения его в воде следует произвести анализ раствора по составляющим и на основании результатов ввести в раствор необходимое количество кислоты.

Вновь приготовленный хромовый электролит следует тщательно перемешать и проработать током при свинцовых анодах и железных катодах при температуре и плотности тока, соответствующих принятому режиму хромирования. Цель такой подготовки – создание в ванне необходимого количества (2…3 %) трехвалентного хрома (Сr203). Время проработки 2…4 ч.

Для восстановления изношенных поверхностей деталей в авторемонтном производстве широкое применение получили покрытия электролитическим железом (осталивание). Для этой цели применяют электролиты горячие, холодные и пониженной температуры.

По составу компонентов эти электролиты подразделяются на хлористые, хлористо-марганцевые, хлористо-сульфатные и др.; имеется также положительный опыт использования для восстановления деталей железомарганцевых, железоцинковых, цинконикелевых и других сложных по составу покрытий.

Покрытия, получаемые при указанных процессах, уступают хромовым по твердости и износостойкости, а также по надежности их сцепления с основным металлом, зато процесс электролитического железнения в несколько раз более производительный по отношению к хромированию.

Электролит для железнения в хлористых ваннах получают травлением очищенной от грязи, окислов и жира металлической стружки малоуглеродистой стали в 50%-ном растворе соляной кислоты. Можно также получить хлористый электролит травлением восстановленного железного порошка (например, толченой прокатной окалины) или проработкой током раствора хлорного железа, в результате чего трехвалентное железо восстанавливается до двухвалентного.

Аноды при железнении применяют круглой формы, их следует завешивать в мешочки из стеклоткани и не реже одного раза в смену вынимать из ванны и очищать стальными щетками. Ванны для электролитического железнения рекомендуется оснащать устройствами для фильтрации и циркуляции электролита.

Все большее распространение в последние годы приобретает процесс восстановления поверхностей автомобильных деталей (внутренних и наружных) электролитическим натиранием. Процесс привлекает высокой производительностью, возможностью нанесения покрытий на стальные, чугунные и алюминиевые поверхности.

При осуществлении процесса используются металлические аноды из кислотостойких металлов с облицовкой из фетра, поролона или другого гигроскопического материала, которым при работе сообщается вращательное и поступательное движение.

При осаждении непрерывно возникают электролитическиемикрованны в месте временного контакта поверхности детали и пропитанной электролитом облицовки анода. Благодаря непрерывной подаче электролита создается возможность использования высоких плотностей тока.

При электролитическом натирании в зависимости от особенностей процесса представляется возможным использовать разнообразные по составу электролиты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)