Виртуальный эйкос
Смысл понятия «реальность» (лат. realis — вещественный) в том, что человек потенциально относится к окружающему его миру как к набору предметов, которыми он в состоянии манипулировать, т.е. как к вещному миру. Реальность — это освоенная человеком часть мироздания. Под манипулированием здесь понимается не только непосредственный физический контакт, но и перцепция (восприятие), а также осмысление.
Различение высшей и низшей реальности обусловлено тем, что явления низшей реальности носят хаотизирующий, импульсивный характер, в основном инстинктивного витального свойства. В то время как высшая реальность привносит в индивидуальный психический мир новые планы духовного бытия.
Близким по смыслу является понятие «действительность». Однако реальность и действительность не одно и то же. Действительность предполагает реальность действия, которое делает реальность объективно (а не только субъективно) изменчивой.
Обитель человека — эйкос (oikus) является также вещью, может быть, важнейшей вещью для человека. Очевидно, эйкос не является чем-то незыблемым и постоянным:
- во-первых, он для каждого свой;
- во-вторых, отличный для каждого социума;
- в-третьих, общечеловеческий эйкос XX века не такой, каким он был
в XIX веке, а в XIX он был не такой, каким был до Рождества Христова.
Обитаемый мир, с одной стороны, находится в постоянном становлении, а с другой — каждый человек одновременно существует во множестве эйкосов. Отсюда и появляется идея полионтологичности бытия, т.е. предположение об одновременном существовании во множестве вещных миров. Потенциальная изменчивость эйкоса позволяет ввести понятие виртуального эйкоса.
Виртуальный эйкос — часть космоса (мира), которая осознается при нахождении в настоящий момент времени как обитаемая и отражается психикой в качестве освоенного психологического пространства (дома). Его размеры могут колебаться от физических размеров человеческого тела и даже отдельных органов тела (когда, например, все внимание сосредоточено на физической боли) до обозримых мысленно бесконечных пределов Вселенной.
Означает ли виртуальный характер эйкоса, что понятие «дом» размывается и человек теряет ориентацию?
Подобное действительно происходит в измененных состояниях сознания, а также при некоторых психических заболеваниях. В норме же существует психический механизм, позволяющий отделять центр от периферии, т.е. чувствовать себя именно в том доме и мире, который является наиболее реальным в данный момент. Это механизм актуализации, который проще всего выразить принципом «здесь и теперь».
Для его применения психика человека должна уметь ориентироваться в пространстве и во времени, следовательно, быть способной адекватно отражать пространственно-временные отношения реальности.
Но поскольку каждый актуализированный виртуальный эйкос задает свои пространственно-временные отношения, их отражение в психике достаточно сильно может отличаться от моделей этих фундаментальных категорий, предлагаемых натурфилософией и естественно-научным знанием.
Это отчетливо иллюстрируют, например, пространственно-временная метрика сновидений, а также произведения художественного творчества. Всегда, когда человеческая психика формирует образы пространства и времени, не используя при этом шаблонов рационального знания, создается геометрия, существенно отличная от эвклидовой и даже от геометрии Лобачевского.
Человек живет в обитаемом мире, а обитаемый мир — это не только освоенная, но и осмысленная реальность. Человек предполагает наличие смысла в том, что окружает его, будь то мебель в гостиной или галактические созвездия.
Психика человека получает и обрабатывает информацию, поступающую извне, а результат обработки — новая информация возвращается в окружающую среду. Человек формирует и регулирует свою деятельность, совершая действия и производя вещи, которые отчуждаются от автора и погружаются в среду, что наполняет ее новыми смыслами. Так осуществляется информационный обмен между человеком и обитаемым миром.
Следовательно, рассматривая эйкос, полезно выделить тот его функциональный компонент, который будет отвечать за психологическое взаимодействие с индивидуальной психикой. Речь идет о психоинформационной модели эйкоса.
В эту модель необходимо включить:
- картину мира, представляющую сложную суперпозицию архетипов, сформированных в филогенезе, образов объектов, сформированных в процессе прохождения жизненного пути (онтогенеза), образов, взятых из социокультурной среды и родившихся в результате научения (науки). В целом картина мира представляет многослойное поле символов, знаков, образов, смыслов, каждый из которых по отдельности и в комбинации имеет свое значение и эмоциональную окраску;
- поток новых фактов, независимо поступающих из естественного природного окружения и искусственной среды;
- набор событий — реакций на человеческую деятельность, в том числе хозяйственную, научную, художественную и тому подобное;
- информацию, поступающую в результате интерактивного общения с другими людьми, культурными, научными, паранаучными и религиозными объектами;
- независимый информационный поток, поступающий по каналам социальных коммуникаций из социокультурной среды.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу