Социальные и культурные права личности

Социальные и культурные права личности весьма разнообразны. Среди них право на государственную защиту материнства, детства и семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Следует иметь в виду, что и отцовство находится под защитой государства (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ). Это положение вытекает из международно-правовых норм о равноправии мужчины и женщины, равенстве прав и обязанностей родителей по отношению к их детям.

Государственное обеспечение защиты материнства, детства и семьи в большей степени предопределяется ресурсами государства, а также зависит от демографического положения в стране.

Защита семьи государством состоит в создании социально-экономических предпосылок существования здоровой и потенциально полной семьи, т.к. одно из главных ее назначений заключается в создании условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей.

Сегодня в России по причинам экономической слабости и социальной напряженности положение в части государственной поддержки материнства, детства и семьи тяжелое.

Финансирование на выплату детских пособий скудное и не отличается стабильностью. При этом постоянно повышаются цены на детское питание и одежду. Эти и другие причины в комплексе препятствуют стабильному развитию материнства, детства и семьи в нашем государстве.

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей представляет собой участие общества в содержании тех его членов, которые из-за нетрудоспособности либо иных, не зависящих от них причин, не имеют достаточных средств к существованию.

На государство возлагается обязанность по созданию необходимых условий для беспрепятственного осуществления этого права.

Следует отметить, что обязанность государства по социальному обеспечению своих граждан возникает в случае достижения ими определенного возраста (пенсионного), по состоянию здоровья человека (болезни или инвалидности), а также в случае выполнения либо невозможности дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Социальное обеспечение граждан осуществляется за счет средств государственного социального страхования.

На основе нормативного закрепления государство определило следующие виды страхового обеспечения граждан:

  • оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  • пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;
  • пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, по безработице;
  • единовременные пособия при рождении ребенка, женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, на санаторно-курортное лечение, социальное пособие на погребение, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Важно отметить, что помимо указанной в Основном Законе денежной формы социального обеспечения (государственной пенсии и социального пособия), в необходимых случаях государством может быть осуществлена ее замена или она может быть дополнена натуральными формами социального обеспечения (содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и т.д.).

Право на жилище означает возможность каждого гражданина Российской Федерации быть обеспеченным постоянным жильем. Это право возлагает на государство юридически закрепленную обязанность по созданию условий стабильного пользования имеющимся у граждан жильем, его неприкосновенности, недопущения произвольного лишения жилого помещения, а также возможности улучшения жилищных условий, в т.ч. посредством приобретения другого жилья.

В условиях рыночных отношений все очевидней становится, что жилищная проблема смещается в сторону самообеспечения граждан. Однако следует реально оценивать ситуацию.

В настоящее время в России только незначительная часть населения может позволить себе покупку жилья, а для остального большинства это право может быть осуществимо только за счет государства или при его помощи и поддержке.

Одним из способов разрешения этой проблемы сегодня предлагается создание условий по кредитованию граждан в условиях конкурентного жилищного строительства.

Для решения жилищной проблемы в России сегодня предполагается, во-первых, создание финансовых механизмов, позволяющих улучшить жилищные условия не только за счет текущих заработков, но и в счет будущих доходов людей.

Во-вторых, разрушить монополию на строительном рынке. В-третьих, сделать процедуры сделки на рынке жилья прозрачными, понятными людям и недорогими. В-четвертых, навести порядок на рынке предоставления социального жилья.

Интересно
Право на отдых является одним из важнейших достижений ХХ в., получивших закрепление в международных актах, прежде всего во Всеобщей декларации прав человека и в отечественном законодательстве (Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе и др.).

Право на отдых предусматривает установленные и закрепленные государством продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск (если гражданин занимается трудовой деятельностью по договору).

Важным условием государственного обеспечения права на отдых является детальное регулирование в законодательстве о труде рабочего времени и времени на отдых.

Максимальная продолжительность рабочего времени (в настоящее время – не более 40 часов в неделю) определяется федеральным законом. Важным условием обеспечения права на отдых является предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска (не менее 24 рабочих дней) с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь есть первостепенное неотчуждаемое благо человека.

Под государственным обеспечением охраны здоровья понимают «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья».

Медицинская помощь состоит из профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной и иной помощи, а также мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Интересно
Государство призвано обеспечивать охрану здоровья граждан независимо от пола, расы, национальной принадлежности, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

В Российской Федерации установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здраво-охранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Кроме того, граждане имеют право и на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.

Государство должно проявлять особую заботу по охране здоровья и оказанию медицинской помощи в отношении таких категорий населения, как семья, беременные женщины, несовершеннолетние, военнослужащие, граждане пожилого возраста, инвалиды и др.

Задача государства должна заключаться не только в принятии нормативных актов, направленных на регулирование отношений в сфере здравоохранения, но в ответственности за здоровье нации, которое следует рассматривать как один из приоритетных показателей его деятельности.

В этих целях основной задачей модернизации отечественного здравоохранения является повышение доступности и качества медицинского обслуживания для широких слоев населения посредством оказания бесплатной медицинской помощи и платных услуг.

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии означает обеспечение государством во взаимодействии с международным сообществом возможности проживать в здоровой природной среде, а также иметь реальные возможности воздействия на принятие экологических решений, получать достоверную информацию и право на возмещение имущественного ущерба и ущерба здоровью граждан от экологических катастроф.

Внимание к проблеме обеспечения права на благоприятную окружающую среду вызвано обострением противоречий между развитием производительных сил и технологий и необходимостью благоприятной для жизни людей экологической среды.

Загрязнение природной среды, в т.ч. в результате техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также иное вредное воздействие на нее, истощение природных ресурсов, разрушение экологического равновесия, особенно в регионах интенсивного хозяйствования и заселения, отсутствие либо ненадлежащая охрана окружающей среды пагубно влияют на здоровье людей.

Опасное и заведомо вредное для здоровья населения состояние окружающей среды является одной из реальных причин ухудшения здоровья россиян. Поэтому создание экологически чистых технологий должно стать одним из приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Полагаем, что сегодня в России создана достаточная правовая база, регламентирующая вопросы охраны окружающей среды. Государство должно принять меры правоохранительного и организационного характера по воплощению нормативных предписаний в жизнь и создать реальные условия экологической безопасности граждан.

Право на образование состоит в обеспечении государством гражданам Российской Федерации возможности получения бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование – это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы, а в 10-й и 11-й классы предполагается прием учащихся по их желанию.

Государство на основе конституционных принципов и положений российского законодательства предоставляет возможность каждому гражданину на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем учебном заведении.

При этом следует отметить, что в настоящее время допускается возможность организации учебного процесса на платной основе, при условии соблюдения специальных требований, в негосударственных образовательных учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т.п.

Государство, его органы и должностные лица обязаны создавать благоприятные условия для обеспечения прав и свобод личности посредством эффективной экономики, демократического политического режима, развитого законодательства, меры по повышению уровня правосознания, призванных способствовать успешному претворению прав и свобод в жизнь.

Государство в процессе осуществления прав и свобод каждым индивидом не может и не должно быть сторонним наблюдателем. В данном случае оно должно быть силой, которая призвана нивелировать эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)