Предмет общего надзора
Рассматриваемая отрасль регламентирована гл. 1 («Надзор за исполнением законов») и гл. 2 («Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина») раздела III Закона о прокуратуре. В теории и практике прокурорского надзора широко используется термин «общий надзор».
Предмет общего надзора определен в ст. 21 и 26 Закона о прокуратуре, там содержится перечень поднадзорных прокурору субъектов и требования к их деятельности.
Поднадзорные субъекты:
- федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ не поднадзорно прокурору, в случае несоответствия его постановлений Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (п. 3 ст. 24 Закона);
- представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- коммерческие и некоммерческие организации.
По смыслу закона деятельность физических лиц (граждан) не входит в предмет общего надзора, однако на практике прокурор реагирует на нарушения закона индивидуальными предпринимателями, возможно также направление предостережения иным лицам, готовящим акты экстремизма (ст. 25.1 Закона).
Поднадзорные субъекты обязаны:
- соблюдать Конституцию РФ;
- исполнять законы, действующие на территории РФ, под которыми понимаются:
- федеральные законы;
- не противоречащие им законы субъектов РФ;
- издавать правовые акты, соответствующие закону;
- соблюдать права и свободы человека и гражданина. Спорным является вопрос о надзоре за соблюдением подзаконных нормативных актов.
По буквальному смыслу Закона прокурор осуществляет надзор за соблюдением только законов. Однако на практике прокуроры реагируют и на нарушения подзаконных актов, квалифицируя это как нарушения законов, в развитие которых данные акты приняты. Пределы общего надзора обозначены в п. 2 ст. 21 и п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры:
- не подменяют иные государственные органы;
- не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В частности, п. 8.5 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 требует исключить факты приостановления деятельности производств и строительства объектов по инициативе прокуроров, кроме случаев угрозы безопасности граждан.
В рамках общего надзора осуществляются: надзор исполнением законов судебными приставами (п. 4 ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах») и надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда (ст. 24.6 КоАП РФ).
Не входит в предмет общего надзора:
- уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов,
- исполнение наказаний и иных мер принуждения (предмет специальных отраслей надзора – гл. 3 и 4 раздела III Закона о прокуратуре).
Основные направления общего надзора обозначены в п. 2 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195: надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
- Метод проектов как стратегия обучения в ЮУрГУ
- Метод проектов в современном высшем образовании
- Участие прокурора в правотворческой деятельности
- Участие прокурора по делам об административных правонарушениях
- Координация деятельности по борьбе с преступностью
- Уголовное преследование
- Прокурора участие в арбитражном процессе
- Участие прокурора в гражданском процессе
- Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу