Понятие о методе обучения
При выяснении содержания понятия «метод обучения» целесообразно оттолкнуться от более общего понятия «метод», ознакомиться с его сущностью и структурой. Метод – осознанный способ достижения цели. Речь идет о сознательной деятельности субъекта по изменению какого-либо объекта. При реализации метода (рис. 11) человек ставит цель, совершает определённую последовательность действий, направленных на изменение объекта, используя при этом совокупность различных средств (материальных, интеллектуальных, моторных, эмоциональных).
В педагогическом процессе «объектом» является обучающийся – субъект педагогического взаимодействия, изменения в нем произойдут только при включённости его в деятельность и общение, соответствующие замыслу педагога. Поэтому структура метода обучения отражает совместную деятельность двух субъектов (рис. 12).
Метод обучения – способ совместной деятельности (взаимодействия) преподавателя и студента, направленный на решение той или иной задачи обучения. С понятием метод обучения часто употребляется понятие «приём».
Приём – это:
- элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода;
- модификация метода, если он небольшой по объекту или простой по структуре;
- отдельные действия, способствующие более эффективному достижению цели метода.
Например, для осуществления метода, связанного с изложением информации преподавателем и восприятием её студентами, используются следующие приёмы: повторное предъявление информации, сопровождение выводов преподавателя приведением конкретных примеров, предъявление обучающимся готового плана объяснения, использование наглядности для иллюстрирования отдельных выводов, интонационное выделение педагогом наиболее важных моментов изложения, запись новых терминов на доске, резюмирование преподавателем логически завершённых фрагментов информации и т. п.
- Технология ситуационного анализа «Кейс-метод»
- Технология проблемного обучения эвристическое обучение
- Технология «Шесть шляп мышления»
- Технология создания ментальной карты
- Технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова
- Графическое моделирование в учебном процессе
- Технология балльно-рейтинговой оценки результатов образования
- Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов
- Общеучебные умения как фактор успешности самостоятельной деятельности студентов
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу