Понятие и структура организационно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека в РФ

Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают существенное место в деятельности всех государственных органов, поскольку это их важная конституционная обязанность.

В то же время решение данных вопросов не является основным содержанием деятельности большинства из них, а подчинено выполнению главных задач, которые поставлены перед конкретным государственным органом, и выступает в качестве одного из условий, способствующих его нормальному функционированию и достижению поставленных целей.

Обязанности государства, соответствующие правам и свободам человека и гражданина, находят выражение в совокупности различных зафиксированных в законе гарантий, т.е. тех условий и возможностей, которые оно обязуется создать и предоставить лицам для практического осуществления ими своих прав и свобод.

Следовательно, говоря об обеспечении прав и свобод человека и гражданина, можно вести речь о создании государством и его органами условий и предоставлении возможностей для их реализации.

Иными словами, государство осуществляет охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина и таким образом их обеспечивает.

Вышеизложенное дает нам основание сделать вывод, что под организационно-правовым механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации следует понимать сложную, целостную, многостороннюю и многоуровневую систему статических и динамических элементов (организационно-правовых средств).

Каждый имеет свое функциональное предназначение, с помощью которых осуществляется целенаправленное, результативное воздействие на общественные отношения в сфере реализации (охраны и защиты) прав и свобод человека и гражданина посредством взаимообусловленного, сбалансированного их функционирования (в т. ч. взаимодействия), с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод).

Многообразие различных точек зрения позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемый механизм наряду с материальными и процессуальными компонентами имеет статическую и динамическую стороны.

При этом статическая (инструментальная) сторона показывает внутреннее строение этого целостного механизма, его отдельные элементы, взятые в единстве.

Динамическая (функциональная) сторона определяет взаимообусловленное функционирование (в т.ч. взаимодействие) всех структурных элементов (организационно-правовых средств).

Каждый имеет свое функциональное предназначение, с целью создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод).

Статическую сторону этого механизма составляют:

  • социальные нормы (нормативная основа);
  • субъекты, объекты и характер связей между ними (правоотношения);
  • гарантии;
  • механизм реализации, включающий механизм охраны и механизм защиты прав и свобод;
  • механизм юридической ответственности;
  • механизм целеполагания, вне анализа и оценки которого нельзя ничего понять в управлении организационно-правовым механизмом обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
  • специфические организационно-правовые средства (правовая культура, правовое сознание, законность, правопорядок).

Статическая сторона является основой (фундаментом) для динамической стороны организационно-правового механизма, ее предпосылкой.

В структуре его динамической стороны лежит движение, т. е. обеспечительный процесс (процедура) функционирования, который и определяет взаимодействие статических элементов.

Более того, действенность этого механизма (динамическая сторона) зависит от степени социально-правовой активности личности при решении экономических, политических, культурных и других задач, ее отношения к своим правам и свободам.

Без этого гражданское общество не способно к качественному развитию, а правовое государство, как показала практика, остается за гранью своего предназначения.

Сказанное позволяет заключить, что, во-первых, в основе определения механизма лежат организационно-правовые средства, являющиеся центральной частью (звеном) всех юридических (правовых) механизмов, свидетельствующие о целенаправленном, инструментальном характере организационно-правового механизма, рассчитанного на достижение конкретных результатов.

Во-вторых, структура организационно-правового механизма представлена элементами различного порядка (рода).

Интересно
В основном это элементы, имеющие юридический характер, вместе с тем в ряде случаев нельзя игнорировать наличие элементов (явлений) идеологического, психологического, социально-экономического и т.п. характера, которые с точки зрения инструментальной роли в рамках данного механизма имеют немаловажное значение.

Кроме всего прочего, достаточно очевиден тот факт, что элементы организационно-правового механизма расположены во времени асинхронно, т.е. задействуются в определенной очередности, а сам механизм проходит в своем развитии ряд стадий: от начальной, на которой происходит определение институциональных (содержательных) основ действия механизма, до конечной, т.е. достижения ожидаемого результата.

Помимо выделения статической и динамической сторон механизма, представляется целесообразным подразделить все его элементы на первичные и вторичные.

Первичные – это многочисленные субъекты организационноправового механизма (государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, негосударственные образования и др.).

Вторичные – это те элементы, которые носят вспомогательный характер и «обслуживают» первичные. Это не говорит о том, что эти элементы являются незначимыми или малозначимыми.

В данном случае имеется в виду то, что именно первичные элементы либо создают вторичные (например, социальные нормы), либо влияют на их качественное состояние, т.е. от качества первичных элементов зависит качество вторичных, но не наоборот.

Конструктивное отношение к различным взглядам на организационно-правовой механизм, как представляется, должно исходить из того, что составляющие его механизмы, находясь в диалектической взаимосвязи между собой, не столько исключают друг друга, сколько дополняют, отражают его некоторые специфические свойства и особенности.

При таком подходе важным аспектом анализа является соотношение общих признаков и элементов, присущих любому механизму, с теми из них, которые позволяют отличать различные механизмы по их качественным особенностям и чертам.

И находятся эти механизмы между собой в соотношении общего и частного. А между общим и частным проявлением одного и того же явления, как показывают закономерности диалектики, очень много схожего. Они самым тесным образом связаны между собой.

В то же время нельзя отрицать и тот факт, что организационно-правовой механизм имеет свои, только ему присущие признаки (черты), которые позволят отличить, где речь идет о реально функционирующем механизме, а где о его имитации.

По причине многозначности изучаемого понятия есть смысл выделить его методологические признаки и признаки функционирования и развития.

Если первые характеризуют сущностную характеристику и специфику структуры механизма, то последние связаны с его функционированием и развитием, а потому являются одновременно критериями эффективности механизма.

Методологические признаки сущности и структуры механизма.

Признак системности – организационно-правовой механизм – представляет собой сложное системное образование, множество элементов которого находятся в отношениях и связях друг с другом, образуя определенную целостность, единство.

В рамках данного механизма формируются и функционируют субъекты правоохранительной и правозащитной деятельности, осуществляется в целом обеспечительный процесс.

Именно системность позволяет увидеть свойственные каждому структурному элементу системы особенности и «сосредоточить внимание на выявлении интегративных качеств, возникающих в результате их соединения в единое целое».

Признак интегративности характеризует целостность организационно-правового механизма, гармонизацию его элементов с учетом их сочетаемости и совместимости.

Сущность организационно-правового механизма как раз и заключается в том, что в нем интегрируется необходимая и достаточная совокупность элементов в целостное системное образование.

Признак сложности структуры определяет всю совокупность элементов и связей организационно-правового механизма;

Признак многосторонности характеризуется наличием статической и динамической сторон организационно-правового механизма.

Признак многоуровневости определяет количество уровней (федеральный, региональный (межрегиональный) и местный); изменения, которые влияют на всю уровневую систему; степень самостоятельности и взаимосвязи уровней организационноправового механизма.

Признак иерархичности показывает наличие в организационно-правовом механизме первичных и вторичных элементов.

Признак целенаправленности характеризует и обусловливает необходимость наличия и достижения определенных целей организационно-правового механизма – создания оптимальных политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных условий для наиболее полного пользования человеком и гражданином социальными благами (эффективного обеспечения прав и свобод).

Не зря в качестве самостоятельного элемента организационно-правового механизма выделяется механизм целеполагания, ибо цель, являясь предметом стремления (то, что надо, желательно осуществить), выступает как единство мотивов, средств и результатов, а определение целей является необходимой предпосылкой эффективности функционирования рассматриваемого механизма.

Об эффективной движущей силе целей (соотношением между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами) можно говорить только при одновременном наличии трех непременных их свойств – взаимообусловленности, когда решения и действия, необходимые для достижения одной цели, способствуют реализации другой, адекватности – соответствие потребностям и интересам личности, общества и государства и результативности – оценки степени достижения желаемого и необходимого результата с учетом качественных и количественных показателей («цель – результат – расходы»).

Цели организационно-правового механизма не возникают сами по себе и не являются исключительно результатом целеполагания только лишь субъектов данного механизма – они проистекают в первую очередь из потребностей общества.

В этой связи представляется оправданным выделить два вида общеорганизационных целей рассматриваемого механизма:

  • цели-задания, ориентации (тактические, оперативные), к которым относятся поручения, планы, общие интересы, реализуемые субъектами организационноправового механизма с учетом потребностей общества;
  • цели системы (главные – стратегические – комплексные) – достижение стабильности, упорядоченности ее функционирования.

Признак неаддитивности определяет совместное функционирование разнородных, но взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организационно-правового механизма, что создает качественно новые свойства целого (механизма), не сводящиеся к сумме свойств его элементов.

Механизм не может быть познан и объяснен на основе одного лишь знания о его элементах.

Неспособность понять взаимозависимость между элементами механизма отрицательно сказывается на его работоспособности.

Интересно
Признак зависимости от факторов внешней и внутренней среды показывает проявление свойств организационно-правового механизма в процессе функционирования в условиях внутренней и внешней среды.

Признаки эффективности функционирования и развития (критерии эффективности организационно-правового механизма).

Признак (критерий) инерционности обусловливает как характеристики устойчивости функционирования организационно-правового механизма, так и его изменчивости через определение состояния входных и выходных параметров.

Признак (критерий) инновационности показывает способность организационно-правового механизма к обновлению (новаторскому совершенствованию, эволюционированию), обладающему высокой эффективностью.

Признак (критерий) синергичности определяет способность достижения эффективности функционирования организационноправового механизма за счет объединенного действия его элементного состава, которое превосходит эффект каждого отдельно
взятого элемента или их простой суммы («целое больше суммы его частей»: 2+2=4х, где х-1);

Признак (критерий) перманентности характеризует способность организационно-правового механизма непрерывно (постоянно) функционировать с заранее заданными параметрами.

Признак (критерий) адаптивности характеризует способность организационно-правового механизма сохранять свою значимость в условиях приспосабливания (адаптации) к изменениям внутренней и внешней среды.

Признак (критерий) управляемости (критерий системы управления организационно-правовым механизмом) характеризует возможность перевести организационно-правовой механизм из одного состояния в другое.

Качество управления, безусловно, зависит от качества субъектного состава.

Несомненно, управлять организационно-правовым механизмом могут исключительно профессионалы, компетентные, подготовленные люди, обладающие соответствующими знаниями, умениями и навыками, занимающиеся юридической наукой, знающие особенности современной правозащитной и правоохранительной практики, имеющие определенный опыт политической и юридической деятельности. Иными словами, это люди с должным доктринальным, профессиональным правовым и политическим сознанием.

Организационно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина предполагает установленную и внутренне согласованную последовательность применения организационно-правовых средств.

Его задача – обеспечить достижение поставленной цели, т.е. добиться состояния организованности.

С организационной точки зрения решение задачи независимо от ее конкретного содержания, будь то право, политика, экономика и т.п., сводится, прежде всего, к построению разного сочетания элементов, которое соответствовало бы наилучшему способу достижения поставленной цели.

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что степень защищенности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и ее субъектах зависит от совершенства правовых механизмов их обеспечения, от экономического потенциала нашего общества.

На современном этапе все это может быть осуществлено путем обеспечения первоочередности решения проблем законодательного регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, средств и условий их обеспечения; совершенствования состава действующих конституционных прав и свобод человека и гражданина; развития системы конституционного надзора за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий и средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина в государстве.

Реализация усилий и мер государственно-правового характера с учетом этих направлений деятельности позволит сформировать надежный и эффективный многоуровневый организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина как в Российской Федерации, так и в ее субъектах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)