Основы современной теории педагогической деятельности
В то время как понятие «профессия» задает внешний образ (можно сказать, нишу) педагогической действительности, существует необходимость во введении дополнительной категории, описывающей «внутреннюю» сторону педагогической действительности.
Именно в этом качестве используется понятие профессиональной деятельности педагога или же проще, педагогической деятельности.
Действительно, несмотря на наличие у слова деятельность множества синонимов – труд, дело, занятие, каждое из перечисленных слов фиксирует лишь предметную соотнесенность деятельности, ее обусловленность внешними (экономическими либо формальными) причинами.
Категория деятельности включает и эти смыслы, но ее сущность заключается в связи действительности с реализующим ее субъектом и его сознанием; возможностью удовлетворения его потребностей; обретением в деятельности образа мира и себя самого.
Это позволяет причислить педагогическую деятельность к числу высших человеческих проявлений, в котором отдельный человек приобщается к родовому началу (традиции, культуре), и создает условия для его продолжения.
С сущностью деятельности тесно связано понятие цели: если сущность осмысливается в исторических и философских категориях, то цель – есть индивидуальный образ того результата, на достижение которого деятельность направлена.
Чаще всего, выделяют образовательный, воспитательный, обучающий и развивающий аспекты цели педагогической деятельности или же, проще, цели образования, воспитания, обучения и развития.
Достижение цели деятельности опосредовано решением множества задач, каждая из которых представляет конкретизацию общей цели применительно к возникшей ситуации, ее участникам, обстоятельствам, действующим нормам и ограничениям.
Так, например, педагогическая цель «приобщения детей к культурной традиции» разбивается на множество задач – организовать коллективное посещение театрального спектакля с последующим обсуждением; участвовать в проведении общегородского фольклорного фестиваля; подготовить участников на читательскую конференцию; оформить стенд, посвященный юбилею выдающегося писателя и т.д.
Прежде всего, деятельность связана с субъектом, т.е. активным преобразующим началом и объектом, т.е. реальностью, над которой деятельность осуществляется. Традиционная точка зрения на педагогическую деятельность заключается в том, что субъектом педагогической деятельности является учитель, в то время как дети – объекты его деятельности.
Современная гуманистическая педагогика говорит о том, что субъектные проявления (сообщение знаний, формулировка вопросов и ответов, высказывание собственной точки зрения и др.) и объектные проявления (слушание и запоминание информации, принятие другой точки зрения, исполнение заданий) могут характеризовать как учителя, так и учащихся, представляя собой постоянно изменяющееся соотношение.
В этой связи, подлинным объектом педагогической деятельности является сам изучаемый материал, по поводу которого возникают различные формы распределенной субъектности: совместное прочтение и обсуждение материала, игру, дебаты и пр.
В связи с различиями субъектов, объектов, условий и результатов деятельности, можно предложить ряд обобщенных характеристик деятельности.
Деятельность может быть:
- предметно-практической или символической;
- репродуктивной или творческой;
- индивидуальной или коллективной.
Одной из существенных особенностей педагогической деятельности является то, что она является «деятельностью над деятельностью»: оптимально, когда педагогическая деятельность учителя проявляется в стимулировании, организации и контроле учебной деятельности учащихся.
Простейший подход связан с тем, что каждая из этих категорий напрямую сопоставляется преподаваемому предмету: содержанием педагогической деятельности учителя объявляются разделы изучаемой науки, средствами – используемые при этом макеты и рисунки, а условиями – помещение и оборудование класса.
Современная гуманистическая педагогика видит в этих представлениях результат вульгаризации проблемы: очевидно, что содержание педагогической деятельности неотделимо от внутренней позиции учителя, его настроя, способности и готовности к общению с учеником; его отношение к изучаемому предмету – есть гораздо более эффективное средство обучения, нежели формальные конспекты или изображения.
Между тем, исследования этих аспектов педагогической деятельности только начинается.
Следует отметить еще одно обстоятельство: процесс педагогического образования, равно как и накопления педагогического опыта может быть представлен в качестве совершенствования содержания и структуры педагогической деятельности.
Реализация этой идеи на практике предполагает включение в программы и планы подготовки учителей – непрерывной педагогической практики; изучения, анализа и критического переосмысления авторского педагогического опыта, углубленной рефлексии каждым студентом своих достижений и проблем в учебно-профессиональной деятельности.
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу