Общая характеристика и пути совершенствования правового статуса уполномоченного по правам человека в РФ
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена с целью осуществления на территории России контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, гарантированных международными нормативными правовыми актами и российским законодательством.
Он должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина, а также приведению этого законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Уполномоченный по правам человека при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, которые могли бы повлиять на принимаемые им решения. Законодательный мандат на осуществление государственной защиты прав человека не наделяет Уполномоченного по правам человека какими-либо властными полномочиями.
Независимость Уполномоченного по правам человека обеспечивается и тем, что его деятельность при введении режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращается и не приостанавливается.
На должность Уполномоченного по правам человека Государственной Думой назначается лицо, являющееся гражданином России, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт правозащитной деятельности.
Находясь на своем посту, Уполномоченный по правам человека не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы и законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и коммерческой деятельностью.
Исключение составляют только преподавательская, научная и иная творческая деятельность.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации может быть досрочно освобожден от исполнения полномочий в случаях:
- если им не прекращена в течение 14 дней со дня вступления в должность деятельность, которая не совместима с его постом;
- получено гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
- в отношении Уполномоченного по правам человека вступил в законную силу обвинительный приговор суда;
- если он не способен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение четырех месяцев подряд;
- в случае подачи им самим заявления о сложении полномочий.
Деятельность Уполномоченного по правам человека по восстановлению нарушенных прав граждан, как правило, осуществляется в связи с получением им жалобы от гражданина.
Причем в целях ограждения его от тех обращений, которые могут и должны быть рассмотрены в других инстанциях, законодатель счел нужным конкретизировать порядок обращения к нему с жалобой.
Жалоба может быть подана Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих только после того, как гражданин обжаловал решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но остался не согласен с принятым решением.Данное ограничение является необходимым и направлено на то, чтобы сделать институт российского омбудсмена жизнеспособным, ибо отказ от подобной нормы может обернуться лавиной обращений граждан к «народному заступнику», что парализует его деятельность.
Так, в начале деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998 г. к нему поступило 6978 обращений и жалоб, а в 1999 г. эта цифра возросла до 22 815, к 2008 г. количество жалоб увеличилось до 27 577, в 2014 г. число жалоб и иных обращений граждан составило 32 382.
Уполномоченный по правам человека не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, не допуская вмешательства в сферу отправления правосудия, он вправе проверить по любому уголовному или гражданскому делу, делу об административном правонарушении, рассмотренному судебными органами, решение по которому вступило в законную силу, соблюдение таких конституционных прав человека, как, например, право на равенство всех перед судом, на гарантию судебной защиты прав и свобод человека, на получение квалифицированной юридической помощи, на обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Тем не менее данный срок может быть пропущен по объективным причинам, а возможности его продления закон не устанавливает. Введение более длительного срока, механизма и оснований его продления позволит усилить правозащитную роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и повысит его авторитет.
В Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» приняты определенные правила и установлен порядок, позволяющий оптимизировать работу данного института.
Так, для оперативного и полного рассмотрения жалобы она должна содержать определенные реквизиты: фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению гражданина, его права и свободы.
Установление определенных реквизитов облегчает задачу как самого гражданина, так и Уполномоченного по правам человека.
К жалобе должны быть приложены копии решений, принятых по ней при ее рассмотрении в административном или судебном порядке, что позволяет определить приемлемость жалобы, наиболее полно и объективно исследовать поднятые в обращении вопросы.
Закрепление подобных правил позволяет сделать вывод, что анонимные жалобы Уполномоченным по правам человека не рассматриваются.
Для облегчения доступа гражданина к Уполномоченному по правам человека жалоба, поданная гражданином, не облагается государственной пошлиной, т.е. подается бесплатно.
Первичное рассмотрение жалобы в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации позволяет сделать вывод о ее соответствии компетенции Уполномоченного по правам человека и принять одно из следующих решений:
- принять жалобу к рассмотрению, если она относится к компетенции Уполномоченного по правам человека, оформлена надлежащим образом и ранее заявитель обжаловал решения или действия (бездействие);
- не принимать жалобу и разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- дать мотивированный отказ в принятии к своему рассмотрению жалобы.
Для правильного и объективного рассмотрения жалоб граждан Уполномоченный по правам человека должен выяснить различные обстоятельства, изложенные в ней. Это позволит ему принять справедливое решение.
В связи с этим Уполномоченный по правам человека наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий.
- Обладает правом безотлагательного приема с возможностью посещать любые органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, воинские части, общественные объединения. Никто не должен препятствовать Уполномоченному в осуществлении его права. Отраслевое законодательство содержит аналогичные нормы, например, согласно ст. 24 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уполномоченный при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Более того, в целях осуществления контроля он вправе посещать и следственные изоляторы независимо от их ведомственной подчиненности.
- Имеет право присутствовать на заседаниях коллегиальных органов государственной власти и местного самоуправления.
- Ему предоставлено право запрашивать и получать от всех государственных и муниципальных органов, а также от их должностных лиц и государственных служащих необходимые для объективного рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы, объяснения (кроме судей) по тем вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы. Информация, составляющая государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации. Должностные лица обязаны бесплатно и беспрепятственно направить Уполномоченному запрошенные материалы и документы, а также иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий в течение 15 дней с момента получения запроса.
- Может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими.
- Обладает возможностями по представлению компетентным государственным учреждениям материалов для проведения экспертизы, на основе результатов которой им будут готовиться заключения по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой. Благодаря помощи экспертов расширяются возможности анализа правовой проблемы, более эффективно решаются вопросы специального характера.
- К правам Уполномоченного относится ознакомление с уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу. Кроме того, он может знакомиться с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
Если в ходе рассмотрения жалобы заявителя Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан, он обязан направить в соответствующий орган власти или должностному лицу свое заключение с рекомендациями относительно возможных и необходимых способов восстановления прав и свобод граждан, которое подлежит рассмотрению в месячный срок.
По результатам органом власти направляется Уполномоченному по правам человека письменный ответ о принятых мерах.
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека может самостоятельно предпринять ряд мер по защите прав граждан:
- Обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе.
- Обратиться в компетентные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.
- Обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи. Уполномоченный по правам человека вправе изложить свою позицию по вопросу нарушения прав человека
должностному лицу, правомочному вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора. - Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора.
- Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
- Для предания гласности принятому Уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы заключению о нарушении прав и свобод гражданина Уполномоченный вправе, а соответствующие печатные издания обязаны опубликовать в средствах массовой информации это заключение и другие документы, представленные
Уполномоченным. Однако эту обязанность несут только те периодические печатные издания, которые находятся на бюджетном финансировании.
Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам и российскому Уполномоченному по правам человека, является ежегодный доклад парламенту. Кроме представления доклада Совету Федерации и Государственной Думе, Уполномоченный обязан направить его и в другие высшие органы государства: Президенту РФ, в Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральному прокурору РФ и Председателю Следственного комитета РФ.
Ежегодные доклады подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете», в отношении специальных докладов установлено право, а не обязанность опубликования.
Это обусловлено тем, что специальные доклады посвящены, как правило, какому-либо определенному вопросу или затрагивают деятельность конкретного органа власти, в связи с чем могут не представлять интереса для широкого круга общественности.
Целесообразно законодательно предусмотреть обязательное направление специального доклада в Правительство РФ и тот орган государственной власти или местного самоуправления, в связи с деятельностью которого он подготовлен с целью его рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений, а также совершенствованию законодательства в освещенной в докладе сфере.
Он не только направляет подготовленные законопроекты субъектам права законодательной инициативы, но и участвует в проведении предварительной экспертизы законопроектов, давая оценку возможных последствий для прав человека.
Уполномоченный по правам человека осуществляет правовое просвещение граждан в различных формах: его аппарат готовит и издает учебную, информационную и справочную литературу по проблемам прав человека для различных возрастных, социальных и образовательных категорий; оценивает уровень обучения правам человека в образовательных организациях.
Существенным элементом информационно-просветительской деятельности является участие Уполномоченного по правам человека и сотрудников его аппарата в международных и российских конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам прав человека, в которых принимают участие государственные и муниципальные служащие, правозащитники, сотрудники правоохранительных органов, представители религиозных конфессий, журналисты.
Деятельность Уполномоченного по правам человека по международному сотрудничеству обусловлена стоящими перед ним задачами по защите и обеспечению прав и свобод российских граждан вне зависимости от места их проживания, а также граждан любых других стран и лиц без гражданства на территории России и совершенствованию процедур и механизмов защиты прав человека на основе международного и зарубежного опыта.
В указанных целях им осуществляется взаимодействие с международными и национальными правозащитными институтами других стран, а также с российскими государственными органами и общественными организациями в различных формах: деловая переписка, встречи, участие в международных конференциях и круглых столах и т.д.
Важной гарантией деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является установление административной ответственности за вмешательство в его деятельность с целью оказать влияние на принятие им решения, а также неисполнение его законных требований должностными лицами либо воспрепятствование в иной форме его деятельности.
- Физические лица и юридические лица как потенциальные участники хозяйственного оборота
- Размер и порядок возмещения и компенсации вреда
- Основания и условия возникновения обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Правовое регулирование обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Правовое регулирование ограничений прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Иные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел
- Санаторно-курортное обеспечение
- Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу