Обеспечение прав человека в условиях режима чрезвычайного положения

Конституционный институт чрезвычайного положения является важным элементом обеспечения внутренней безопасности в большинстве стран мира, и подобная практика считается вполне приемлемой в любом демократическом государстве.

Чрезвычайное положение определяется как «особое правовое положение, вводимое на определенный период в силу исключительных обстоятельств и допускающее применение особых мер для поддержания порядка».

В России определение чрезвычайного положения впервые было дано видным отечественным правоведом В.М. Гессеном, которому принадлежит первая в России фундаментальная работа, посвященная институту чрезвычайного положения, изданная в 1908 г. в Санкт-Петербурге.

Гессен под «исключительным положением» понимал «совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставленных правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существованию государства».

В действующем Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» под чрезвычайным положением понимается вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ст. 1) Международное право предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан.

Так, Пакт о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 4) подтверждает, что «во время чрезвычайного положения в государстве, когда и жизнь нации находится под угрозой… могут применяться меры в отступлении от своих обязательств по настоящему Пакту…».

Но т.к. эти отступления могут привести к нарушению прав человека в условиях чрезвычайного положения, этот же Пакт жестко регламентирует границы таких отступлений.

Во-первых, они должны соответствовать «остроте положения», во-вторых, «не могут быть несовместимыми с другими обязательствами страны по международном праву», и в-третьих, не должны влечь за собой дискриминации «на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии и социального положения».

В пункте 2 ст. 4 Пакта специально оговаривается, что введение чрезвычайного положения не может служить основанием для каких-либо отступлений от норм Пакта, гарантирующих «право на жизнь, запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека, обращения и наказания, запрета рабства, лишения человека свободы» (ст. 6).

Российское законодательство также предусматривает возможность ограничения определенных прав и свобод граждан. В Конституции Российской Федерации в ч. 3 ст. 55 предполагается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Причем данные ограничения могут быть осуществлены только в соответствии с федеральным законом и только «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Необходимость ограничения некоторых прав и свобод в условиях чрезвычайного положения объясняется тем, что введение данного правового режима на какой-либо территории приводит к тому, что на данной территории в рамках этой конфликтной ситуации возникающие новые общественные отношения среди субъектов приобретают качественно иное состояние, что особенно ярко отражается на правовом положении этих субъектов.

Происходит своеобразное перераспределение взаимных прав и обязанностей между гражданами и государством в лице его органов и должностных лиц, суть которого заключается в следующем:

  • режим чрезвычайного положения заключается в расширении круга полномочий существующих органов государственной власти, в т.ч. органов исполнительной власти, по охране общественного порядка и нормализации обстановки, либо в возложении таких обязанностей с предоставлением прав на специально
    создаваемые для этого органы, а также в усилении ответственности должностных лиц за неисполнение обязанностей, которые возлагаются на них с введением чрезвычайного положения;
  • социальная ситуация может складываться таким образом, что граждане, проживающие на данной территории, фактически не смогут реализовать многие права и свободы, а также выполнять возложенные на них законом обязанности.

Это особенно характерно для чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера, но не исключено и в ситуациях, связанных с социальными конфликтами.

С другой стороны, в условиях любых чрезвычайных ситуаций реализация многих прав гражданами может не только не способствовать стабилизации сложившейся конфликтной ситуации, но и наоборот привести к дальнейшему увеличению социальной напряженности в зоне конфликта.

Чтобы подвести под поведение участников данных общественных отношений юридическую основу, введение чрезвычайного положения нормативно закрепляет временное ограничение основных прав и свобод граждан и возложение на них дополнительных обязанностей.

Правомерное ограничение в данном случае выступает и как элемент юридического механизма управления чрезвычайной ситуацией.

Его цель – устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

При этом ограничение правового статуса граждан при введении режима чрезвычайного положения допускается лишь в определенных рамках, не противоречащих как внутреннему законодательству, так и соответствующим международно-правовым актам, а также вытекающих из сущности и назначения режима чрезвычайного положения.

Действующий Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О чрезвычайном положении» в ст. 3 предусматривает две группы оснований для введения режима чрезвычайного положения:

  • социальные конфликты криминогенного характера: «попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований и т.д.»;
  • «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, значительные материальные потери и др.».

Согласно ст. 88 Конституции «Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе».

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» утверждение Указа Президента о введении чрезвычайного положения относится к компетенции Совета Федерации, который обязан это сделать в течение 72 часов.

Интересно
Введение режима чрезвычайного положения приводит к тому, что на данной территории возникающие общественные отношения между субъектами приобретают качественно иное состояние, что особенно ярко отражается на правовом положении этих субъектов.

Происходит своеобразное перераспределение взаимных прав и обязанностей между гражданами и государством в лице его органов и должностных лиц.

В этой связи вопросы определения, правовой регламентации и реального обеспечения правового статуса населения в условиях чрезвычайного положения чрезвычайно важны и необходимы.

Четкая регламентация правового статуса населения в условиях чрезвычайного положения позволяет повысить определенность и предсказуемость социального поведения людей в условиях экстремальных ситуаций, его стабильность, определить основание и содержание юридической ответственности всех субъектов чрезвычайного положения.

Особенностью правового регулирования в условиях чрезвычайного положения является издание органами государственной власти нормативных актов, действие которых распространяется не на конкретных лиц, а на граждан вообще.

Их действие распространяется только на население, проживающее или временно находящееся на территории действия режима чрезвычайного положения.

В то же время существуют права, которые не подлежат ограничению даже в условиях введения такого режима. Международный пакт о гражданских и политических правах, положения которого имеют обязательную силу для стран, его ратифицировавших, в т.ч. и для Российской Федерации, в п. 1 ст. 4 подтверждает, что «во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой… государства могут применять меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту…».

Пункт 2 той же статьи содержит перечень прав, подлежащих обязательному соблюдению. К их числу относятся «право на жизнь, право на признание правосубъектности индивида, право на свободу мысли, совести и религии».

Согласно действующему в России законодательству, в условиях чрезвычайного положения могут применяться следующие меры, влияющие на реализацию гражданами своих прав и свобод, выполнение возложенных на них обязанностей:

  • установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, в т.ч. установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  • запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  • ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра (ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

В случае введения чрезвычайного положения по обстоятельствам криминогенного характера, указанным в пункте «а» ст. 3 данного Федерального конституционного закона, дополнительно могут вводиться следующие меры:

  • введение комендантского часа, т.е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
  • ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
  • приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, – временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
  • продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца (ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»).

Прогрессивный характер Конституции Российской Федерации подтверждается тем, что она в ч. 3 ст. 56 также выделяет перечень тех прав и свобод граждан, которые не подлежат никакому ограничению, а именно:

  • право на жизнь;
  • право на обеспечение достоинства личности;
  • право на неприкосновенность частной жизни;
  • личную и семейную тайну;
  • право на защиту своей чести и доброго имени; свобода совести, свобода вероисповедания;
  • право на свободу использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности;
  • право на жилище.

Кроме того, не допускается сбор, хранение, использование и раскрытие информации о частной жизни лица без его согласия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав человека и гражданина, предусмотренных ст. 46-54 Конституции.

Особое значение в этой части имеют соответствующие нормы Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», устанавливающие гарантии прав граждан и ответственность должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

В законе говорится, что меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения и влекущие за собой изменение (ограничение) установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, прав организаций и общественных объединений, прав и свобод человека и гражданина, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения.

Данные меры должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров Российской Федерации в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

В Законе специально предусматриваются гарантии имущественных и социальных прав граждан и организаций в период действия чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 29 лицам, мобилизованным для проведения и обеспечения аварийноспасательных и других неотложных работ в соответствии с п. «е» ст. 13 данного федерального конституционного закона, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Организации, имущество и ресурсы которых использовались в соответствии с п. «в» ст. 13 данного Федерального конституционного закона, имеют право на возмещение причиненного ущерба в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)