Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования – использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. С. В. Погодина называет нетрадиционные техники неклассическими в отличие от общепринятых (работа акварелью, гуашью, маслом). Широко известны и описаны в методической литературе техники монотипия, напыление (набрызг), работа печатками, граттаж (грунтография, гратография), кляксография и другие.

При работе в технике линотипия (ниткография) отпечаток получают при помощи окрашенных ниток. Техника состоит в следующем: положить нитку на подкладной лист и окрасить ее (концы нитки оставляют чистыми). Уложить окрашенную нитку на лист бумаги, так как захочется, или в соответствии с рисунком (чистые концы оставить за краем листа), накрыть нитку дополнительным тонким листом бумаги, или согнуть пополам рабочий лист, прижать его ладонью, прогладить и вытянуть нитку за свободные концы.

Полученное изображение рассматривается и дорабатывается до создания образа птицы, животного, и т. п. Данная техника знакомит ребенка с линией как средством выразительности, оттенками цвета, дает возможность моделировать форму объекта. Интересные работы получаются в технике рисования полоской картона (лучше линолеума).

Гуашь наносится на полоску линолеума или на поверхность листа бумаги и растирается по поверхности. Ширина мазка зависит от ширины полоски, получаются интересные переходы цвета, ребенок может варьировать направление движения и силу нажима на полоску. У детей развивается моторика, представления о пространстве, цвете, фактуре.

При работе в технике «рисование клеем» на поверхность наносится рисунок карандашом, затем обводится клеем ПВА из пузырька с узкой насадкой. После окончания работы рисунок тщательно просушивается, желательно до следующего дня.

Просохший рисунок полностью покрывают акриловой краской любого цвета, или смесью алюминиевой или бронзовой пудры с клеем ПВА, это создаст эффект серебра или золота. Можно «состарить» картинку, протерев ее поверхность ватным тампоном с черной гуашью или губкой для обуви. С рисунком можно поиграть, ощупывая его поверхность, закрыв глаза и пытаясь угадать, что изображено.

Диатипия в переводе с греческого означает сквозная печать (dia – сквозь, через). Вначале на поверхность пластика, картона, стекла с помощью фотовалика, кисти или тампона наносят тонкий слой краски (гуашь, масляная). Более простой вариант – подкладываем под лист бумаги копировальную бумагу. Сверху на слой краски кладут бумагу и выполняют рисунок карандашом или ручкой, при желании слегка проглаживая пальцами там, где необходимо получить тон. Отпечаток получается в зеркальном изображении, на стороне, прижатой к стеклу или к копировальной бумаге. Ребенок получает представления о линии, штрихе, тоне как средствах выразительности, развивается моторика, представления о пространстве (на, над, под).

Техника акватипия позволяет получить интересную фактуру работы и разнообразие оттенков цвета. Гладкую пластину натирают кусочком мыла, затем выполняют рисунок акварелью или гуашью. Выполненный рисунок полностью просушивается. Лист акварельной бумаги увлажняют и накладывают на рисунок, плотно приглаживают рукой или прокатывают валиком. Можно слегка сдвинуть лист, получится дополнительный живописный эффект.

При работе в технике акватушь на плотной бумаге гуашью выполняется яркий, достаточно крупный и обобщенный рисунок. Рисунок просушивается, затем весь лист полностью закрашивается черной тушью и вновь просушивается. Лист с рисунком помещается в воду и осторожно промывается, тушь и гуашь частично смываются, частично остаются, создавая неожиданные сочетания высветленного цвета с черным и серым тоном.

Работа в технике водяной печати выполняется следующим образом: масляную краску нужно развести любым разбавителем (бензин, керосин, скипидар, пинен). Краску разводят в небольшой посуде отдельно каждый цвет, до полужидкого состояния. В широкую посуду (таз), наливают холодную воду и на её поверхность выливают краску. Небольшой палочкой аккуратно разгоняют образовавшуюся цветную пленку по поверхности воды, создавая узоры, кладут лист бумаги и краска прилипает к нему. Сходная по выполнению техника «эбру» описана в интернет-источниках.

Техника эстампа с аппликации на картоне. Работа выполняется таким образом: на лист плотного картона наклеивается аппликация из картонных деталей. Для получения оттиска на картонную форму щетинной кистью или тампоном равномерно и быстро наносят краску (гуашь, тушь), на окрашенную поверхность кладут лист бумаги и прокатывают валиком или проглаживают рукой. У дошкольников формируются пространственные представления («на», «под»), развивается моторика.

Интересно
При работе в технике вырезная гравюра при помощи канцелярского ножа вырезают изображение, положив лист тонкого картона на фанеру. Дети могут сами вырезать ножницами несложное изображение. Для печати вырезанную форму равномерно покрывают краской при помощи валика, кладут на форму бумагу и отпечатывают изображение, притирая пластмассовой палочкой или прокатывая валиком.

Самый простой вид вырезной гравюры – силуэтная форма и полученный с нее оттиск. Вырезная гравюра дает возможность поработать с пятном, цветом, формой как средствами выразительности, у ребенка закрепляются представления о форме объектов и геометрических фигурах, их расположении в пространстве и на плоскости листа.

Интересна техника рисования цветными карандашами по наждачной бумаге (после получения изображения можно его закрепить, прогладив рисунок утюгом через лист бумаги). С целью развития интереса к рисованию можно предложить порисовать черным цветным карандашом по черной бумаге (красным по красной и т. п.), затем смочить лист бумаги чистой водой, рисунок проявится и станет более ярким. В данном случае ведется работа не только с цветом, но и с фактурной поверхностью, развивается мелкая моторика.

Техника фроттаж (натирание) заключается в следующем. Лист бумаги кладем на фактурную поверхность (гофрированный картон, мешковина и пр.) и натираем восковыми мелками, цветными карандашами или масляной пастелью. С ее помощью можно не только подготовить бумагу для аппликации, но и создавать законченные композиции, подкладывая под лист основы с рисунком разные фактурные поверхности.

Можно подложить под лист тонкой бумаги засушенные листья с четко выраженным рисунком прожилок, натереть лист свечой и закрасить акварелью, получив изображение с четко выраженным рисунком прожилок. У дошкольников закрепляются представления о фактуре, цвете, форме и возможности их комбинирования в рисунке.

Рисование цветным скотчем является одной из новых техник работы. При помощи недорогого скотча разных цветов, продающегося в хозяйственных магазинах, можно создавать композиции как на плоскости, отрезая и наклеивая внахлест куски скотча, так и полуобъемные. Скотч можно скручивать, сминать, создавая таким образом изображения цветов, животных, пейзажи и натюрморты. При наклеивании одного слоя скотча на другой получаются новые цвета и оттенки, что формирует у детей представления о цвете как сенсорном эталоне.

Игра с мыльными пузырями привлекает детей. Подготовив мыльную пену (пену для бритья) и добавив в нее акварель или гуашь, мы получим цветные пузыри. Прикладывая к пене лист бумаги, получаем отпечатки и дорабатываем их до какого-либо образа. Рисовать можно во время прогулки, для этого необходимо ведерко с водой и большая щетинная кисть. Изображение создается водой на асфальте. Для создания изображений часто используют нетрадиционные материалы (крупа, макаронные изделия, кофе, косметика).
Рисование воздушным шариком.

На лист бумаги наносятся капли краски, в смешении дающие красивые цвета или оттенки цвета. Затем к каплям краски прижимаем надутый воздушный шарик, получая непредсказуемые по цвету и форме отпечатки, рассматривание которых способствует получению положительных эмоций и развитию воображения. На воздушном шарике можно также рисовать красками, для этого его нужно надуть и протереть обезжиривающим раствором (жидкостью для мытья посуды) После этого краса легко наносится на поверхность.

Фактура (в пер. с лат. – «обработка, строение») – характер, структура поверхности предмета. Воспринимается осязанием и зрением, зависит от отражательной способности материала.

Поверхность блестящая, зеркально отражающая лучи (никелированная посуда); матовая – рассеивающая лучи (бумага, дерево, гипс), поверхность глянцевая (матовая лакированная) – лакированное дерево, кожа, глазурованный фарфор. Фактуры – пушистая, бугристая, ворсистая, шероховатая, ребристая, колючая, так или иначе относятся в этим основным группам. Фактура передает материальность изображаемых предметов.

Изучение фактуры (блестящей, матовой, глянцевой поверхностью, пушистой, бугристой, шероховатой, ворсистой, ребристой, колючей и другими) может проходить при ощупывании произведений скульптуры, изучении поверхности живописного произведения, при работе в нетрадиционных техниках, а также в техниках аппликация и коллаж.

Работа в нетрадиционных техниках (пальцеграфия, рисование пластилином, работа с окрашенными опилками), аппликация, в том числе обрывная, дает ребенку возможность чувствовать форму, фактуру, цвет через кожный анализатор. Активно развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность, цветоразличение, речь.

В работе с детьми с сенсорными нарушениями, особенно с нарушениями зрения осязание играет важную роль. Рекомендуется работа с фактурными поверхностями, рисование пластилином, рисование клеем, работа с окрашенными опилками. В работе с детьми с интеллектуальными нарушениями интересным может быть рисование цветными карандашами с толстым грифелем по наждачной бумаге, создание абстрактных изображений при помощи валика и окрашенных нитей, перекатывания окрашенных камешков по листу бумаги.

В работе с детьми с речевыми нарушениями работа в различных нетрадиционных техниках способствует развитию мелкой моторики, обсуждение готовых работ способствует обогащению словаря детей. На занятиях с детьми с задержкой психического развития использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию воображения, восприятия, мышления и других психических процессов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)