Методы изучения коллектива

Для изучения коллектива применяется комплекс методов: наблюдение, беседа, анализ достижений и проблем класса, рейтинг класса среди других классов, вклад в дело школы и социального окружения (волонтерская и добровольческая деятельность), индивидуальные особенности класса, опросные методы, наиболее портативными и проверенными на практике считаются нижеследующие.

Опросник по изучению коллектива класса («Карта-схема психолого-педагогической оценки класса Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, А.Н. Лутошкина и др.») заполняется экспертом, хорошо знающим класс – учителем, классным руководителем, воспитателем, иногда предлагается учащимся класса, начиная с 7 класса.

Инструкция. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы. Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе : «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» – проявляется постоянно, но не так сильно, «3» – не очень проявляется, «2» – проявляется противоположное отрицательное качество, «1» – сильно проявляется противоположное отрицательное качество. Так, например:

Методы изучения коллектива

«5» ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, «4» – не очень выражено, «3» – слабо выражено, «2» – больше выражено стремление обособиться, чем общаться, «1» – стремление обособиться выражено ярко.

Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности , необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство класса.

Направленность активности

Методы изучения коллектива

Организованность

Методы изучения коллектива

Интеллектуальная коммуникативность

Методы изучения коллектива

Психологический климат (эмоционально-волевое единство)

Методы изучения коллектива

Способ обработки и анализа полученных результатов. Количественная оценка. Обработка данных опроса проводится на основе сырых баллов суммарно по всем параметрам. Согласно предложенной шкале при оценке класса по «Карте-схеме …» одним человеком (экспертом, школьником) максимальное число баллов по каждому параметру равно 55 (11 признаков умножаем на 5), а минимальное – 11 баллов (11 признаков умножаем на 1).

По всем четырём параметрам сумма сырых баллов будет соответственно в четыре раза больше и находится в интервале 44–220 баллов

Если экспертов было несколько или респондентами были учащиеся данного класса, то необходимо найти среднее арифметическое:

Хар = S/N, где S – общая сумма баллов, N – число респондентов.

Далее количественная обработка предполагает сопоставление общей суммы по всем интегративным свойствам со следующей шкалой измерения уровня развития коллектива.

Шкала оценки уровня развития коллектива

Методы изучения коллектива

Качественная оценка . Для качественного анализа надо «наложить» выявленный уровень развития коллектива с помощью шкалы на два типовых описания групп соответствующего уровня или этапы движения группы по пути к коллективу, данные в двух формах: на языке науки, предназначенном для психологов-теоретиков (по Л.И. Уманскому, А.С. Чернышеву); на языке «пользователя», то есть языке, доступном прежде всего школьникам, учителям, родителям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)