Методологическое обеспечение образования как актуальная проблема

В настоящее время вновь стала осознаваться необходимость получения образования каждым индивидом.

Таким образом, само понятие «образование» выходит на первый план в системе ценностей «человек» и «человек как личность», поскольку мы вновь возвращаемся к пониманию человека не только как знаниевого компонента действительности, но и как ее (действительности) духовной составляющей, которая в наибольшей степени содействует как внутренней нашей гармонии, так и гармонии внешнего миропорядка.

Можно задать вопрос: а что нас тогда отличает от других живых существ, как не наше образование, тяга к постоянному познанию окружающего нас мира, если отвлечься от эмоционально-чувственной деятельности человека?

Нам постоянно не хватает времени для освоения нового, поэтому мы порой вынуждены вместо постижения всего пространства вокруг нас идти узкой тропой приобретения знаний, умений, навыков.

Исходя из этих суждений отметим, что настоящая педагогическая деятельность и, прежде всего, личность педагога могут быть направлены на формирование дружеских отношений с обучаемым, чтобы дать ему именно те знания, которые ему необходимы в целях совершенствования личности обоих, поскольку процесс обучения – обоюдный процесс движения к созиданию духовных и материальных благ.

Также отметим, что сегодня, в условиях модернизации системы образования, на первый план выходит личность с ее индивидуальными способностями, уникальностью и неповторимостью.

Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности.Главным на пути освоения нового, безусловно, является опора на укоренившиеся общепризнанные в научной среде знания.

Соответственно в ходе освоения нового представляется важным внести ясность в ситуации, связанные с определением понятий.

Так, Ю. А. Петров выделяет следующие ситуации: семантической неопределенности, неприемлемости явного определения, неправомерного отождествления суждения с явным определением, подмены реального определения номинальным, неправомерного различения терминов, необоснованного выбора определения, мнимой классификации.

Остановимся на этом подробнее. В настоящее время в условиях глобализации и, как следствие, массовой информатизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе и образования, становится актуальной проблема выбора и употребления единой терминологии в педагогическом сообществе.

Мы согласны с М. Ю. Олешковым, что обобщенные теории инновационных процессов в образовании и отсутствие фундаментальных работ в области разнообразной и вариативной образовательной деятельности, посвященных педагогической инноватике, приводят порой к субъективизму и множественности понятий-терминов, использующихся в научно-педагогической литературе.

Одним из таких терминов является термин «образовательная технология», и этому есть объективные причины.

Во-первых, в России идет становление нового типа образовательной системы, направленной на вхождение в мировое сообщество и ориентированной, прежде всего, на ведущие европейские страны и США, в которых наибольшую роль играют дистанционные формы обучения, в том числе с применением множества информационно-коммуникационных технологий.

И это понятно и целесообразно при развитом доступе к информационной системе Интернет (благодаря оптико-волоконным линиям, высокоскоростному Wi-Fi соединению) и доступности для жителей данных стран технических средств (стационарных компьютеров, ноутбуков, ультрабуков, планшетов, телевизоров).

Так, на начало 2015 г., по данным А. В. Таута, охват Интернетом жителей стран Запада достигает более 95 %, охват жителей России – около 60 %.

Конечно, Россия идет быстрыми шагами по пути развития информационных систем, только за 2014 г. количество Интернет-пользователей в нашей стране увеличилось на 10 %.

Однако здесь стоит принимать во внимание, что, как правило, численность Интернет-пользователей растет у нас в основном за счет жителей крупных городов-мегаполисов, а отнюдь не за счет жителей провинциальных городов и поселков и уж тем более – жителей малых отдаленных деревень, которым и без Интернета проблем хватает.

Немаловажно и то, что хороший Интернет-гаджет стоит достаточно дорого и его эксплуатация требует соответственных средств (взять хотя бы ежегодное профилактическое обслуживание, чем многие у нас в стране пренебрегают, надеясь, видимо, на авось), а не очень дорогое устройство порой и эксплуатируют по незнанию неправильно, и служит оно, соответственно, недолго.

Следует также отметить, что большинство наших соотечественников используют компьютеры не в образовательных целях, а для общения и развлечения.

Во-вторых, содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием новых способов работы с информацией; последняя начинает использоваться не только в научной сфере, но и в сфере рыночной.

И здесь принципиально важным является тот факт, что ребенок с раннего детства, как это и происходит во многих наших семьях сегодня, учится работать с компьютерной техникой.

И задача родителя и педагога – привить ему интерес не только к возможностям голосового поиска информации, голосового набора текста и выбора вариантов интонации, тембра прочтения статьи, книги, но и к традиционным (графическим) способам получения и передачи информации посредством ручки и листа бумаги.

На наш взгляд, современные требования, предъявляемые к ученику, в том числе в плане сдачи итоговых отчетных работ, дипломов, курсовых, не всегда способствуют сохранению традиционных (в нашем понимании) форм обучения, а, скорее всего, ведут его и следующие поколения в мир виртуальный, компьютерный.

Уже сейчас многие дети 5–8 лет не видят смысла учиться писать и читать, поскольку, как они говорят, достаточно голосового вызова, и планшет сам все найдет, напишет и прочитает, а в дальнейшем он будет еще совершеннее.

Заметим, что в России, как правило, дети, подростки и даже взрослые пользуются компьютерной техникой без соблюдения каких бы то ни было норм и правил, в том числе и правил охраны труда на рабочем месте, а ведь они регулируются Федеральным законом от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.2.542–96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

В-третьих, главенствующими принципами современного образовательного пространства являются гуманизация и личностная ориентация образования.

Это позволяет говорить о меняющейся социокультурной ситуации в сфере образования, об изменениях в практической деятельности педагога и технологических изменениях в образовательном процессе.

Таким образом, современный педагог – это не только хороший преподаватель, но и исследователь, способный формулировать и решать поставленные задачи на технологическом уровне.

В настоящее время и студенты, как правило, хорошо владеют мультимедийными средствами (правда, на бытовом, житейском уровне), и многие преподаватели вполне освоили те возможности (отнюдь не безграничные), которые предоставляет информационное общество.

Большинство педагогов уже может самостоятельно работать в Microsoft Word и Microsoft PowerPoint, пользуясь стандартным набором функций для создания текста или презентации.

Небольшие затруднения, как показывает опыт, возникают при открытии в аудитории учебного файла, созданного преподавателем у себя дома с помощью «любимой программы», которую он не может найти в аудиторном компьютере.

Однако после краткого разъяснения связи «формат файла – программа» вопросов, в общем-то, не возникает.

Отметим, что практически исчезли такие ошибки в подготовке презентации, как желтый текст на белом фоне.

В настоящее время, по нашим наблюдениям, основную сложность для педагогов представляют создание «персональных страниц» и работа с ними, поскольку последние несколько отличаются от страниц в социальных сетях, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.

Наряду с этим в высшей школе появились такие нововведения, как ЕГЭ (единый государственный экзамен), система баллов (80–100 баллов – отлично, зачтено; 60–79 баллов – хорошо, зачтено; 40–59 баллов – удовлетворительно, зачтено; менее 40 баллов – неудовлетворительно, не зачтено), аспирантура как третья ступень высшего образования (первой ступенью является бакалавриат, второй – магистратура), патентное право, профессиональный стандарт педагога; меняется основная функция педагога – вместо «педагога-предметника» он становится «педагогом-менеджером».

Таким образом, сложившаяся по не зависящим от нас причинам ситуация в сфере использования педагогической терминологии (в частности, термина «образовательная технология») привела к тому, что в настоящее время Г. К. Селевко говорит об огромном многообразии образовательных технологий (педагогических технологий).

Так как каждый педагог, каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое, что-то сугубо индивидуальное, в связи с чем и допустимо говорить, что каждая конкретная педагогическая технология является авторской и может иметь свое определение.

Г. К. Селевко приводит девять, с его точки зрения, представляющих важность определений термина «педагогическая технология», на основании которых выводит свое определение, десятое, – «педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех вышеперечисленных определений различных авторов (источников)».

М. Ю. Олешков в своем исследовании дает уже шестнадцать значимых для него определений термина «педагогическая технология» и десять определений термина «технология», на основании чего выводит свое определение, семнадцатое, – «педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».

Отметим, что количество определений термина «педагогическая технология» за период, разделяющий работы Г. К. Селевко и М. Ю. Олешкова, выросло практически в два раза, а это немногим менее одного нового определения указанного термина в год.

Наш анализ данной проблемы позволяет говорить о том, что единого мнения в отношении определения рассматриваемого термина не существует.

Тем не менее большое количество разнообразной и порой весьма похожей друг на друга в определениях терминологии, на наш взгляд, свидетельствует о развивающейся системе российского образования, которое каждый год сталкивается с новыми вызовами не только мирового сообщества, но и российского народа.

Данный процесс неминуемо ведет к поиску адекватного ответа и многообразию образовательных технологий и систем в рамках единой политики государства в сфере образования, регламентируемой, в том числе, Законом «Об образовании в РФ» (ФЗ от 29.12.2012 № 273) и Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)