Культура и государство

Взаимоотношения между культурой и государством в ХХ веке довольно сложные и неоднозначные. На протяжении тысячелетий культура и государство, культура и власть находились в состоянии скрытого, а порой и открытого противостояния при стремлении власти монополизировать право на руководство людьми, в том числе в такой деликатной сфере, как духовная жизнь.

В конечном счете речь шла о вопросе, волнующем каждого здравомыслящего человека: что важнее – правда силы или сила правды? В нашем случае этот вопрос, хотя и не совсем, быть может, корректно, можно было бы сформулировать так: что важнее – государство или культура? Чтобы понять диалектику их взаимоотношений, надо прежде всего знать, что из них является первичным, а что – вторичным. Ответ совершенно ясен: государство лишь продукт и часть культуры, которая существовала как данность задолго до появления государства.

Из примата культуры над государством можно сделать вывод: только то государство является здоровым, жизнеспособным и отвечающим своему назначению, которое возникает как порождение определенной культуры. Именно поэтому наталкиваются на столь жестокое сопротивление экономические и политические амбиции крупных государств в отношении своих культурных автономий, не желающих менять своей автономной самобытности на перспективу экономического процветания.

Интересно
Если прибегнуть к образному сравнению, культуру следует уподобить любящей матери и духовной наставнице государства, и когда оно порой – как это случилось с русской культурой – отрекается от нее, топчет ее традиции и предпочитает ей сомнительные пропагандистские суррогаты, то такое государство обречено. Иными словами, не бюрократическая власть, а культура и ее высокие авторитеты должны направлять государственную жизнь, не государство должно руководить культурой, а культура государством, тем более что общественная практика показывает, что так называемое “руководство” культурой – вообще вещь весьма сомнительная.

Одной из трагических особенностей отечественной истории последних десятилетий было желание контролировать и идеологически “направлять” культурное развитие огромной державы со стороны партийно-административного слоя посредственностей, пришедших путем государственного террора на смену создававшейся веками многогранной духовной элите бывшей Российской империи.

Отмечая видимое диалектическое противостояние между культурой и государственной властью, нельзя, однако, ни в коем случае принижать и
дискредитировать государство как важнейший общественный институт. “Государство есть объективная природная и историческая реальность, которая не может быть ни создаваема, ни разрушаема по человеческому произволу.

И те, которые не хотят и не могут принять этой реальности религиозно, должны принять ее натуралистически, в силу принуждения научной закономерности” (Н. Бердяев). Без организующей и координирующей роли государства на нынешнем этапе развития человечества был бы вообще невозможен социальный, а следовательно и культурный, процесс.

Определяя свое отношение к государству как к продукту цивилизации, следует помнить: степень внутреннего противостояния культуры и существующей власти во многом зависит не только от общего культурного уровня людей, но и от характера государственного устройства. С точки зрения прямого воздействия власти на судьбы культуры, все режимы размещаются между двумя полюсами: более или менее совершенной парламентской демократии и разными типами авторитарной власти и диктатур (монархической, военной, партийной и тому подобное), которые в ХХ веке вылились в свою высшую и более современную форму – тоталитаризм.

Классическими примерами тоталитарной диктатуры явились фашистская Италия, нацистская Германия и бывший Советский Союз периода сталинизма – страны, хотя и различные по своему общественно экономическому строю, но на определенном этапе совершенно однотипные по своему отношению к культуре. Исторический опыт показывает: существует прямая связь между степенью демократизма того или иного государства и уровнем его духовного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)