Культура древнего Рима

Среди европейских столиц Рим – если не самая прославленная, то, во всяком случае, самая древняя. Некогда само слово Рим означало не только название города, но и величие, славу, могущество и великолепие, богатство и культуру. “Все дороги ведут в Рим” – гласит поговорка, ибо со всего мира устремлялись туда купцы и искатели приключений.

Постепенно Рим превращался в собрания статуй, бюстов, барельефов, выкопанных из земли или созданных итальянскими мастерами. Все Академии художеств Европы основали здесь филиалы, посылая в Рим своих лучших учеников для общения со святынями искусства. Задолго до того как стать государственной столицей Италии, Рим давно уже был столицей живописцев, скульпторов и ценителей искусства.

В тот исторический период, когда в Греции развивалась культура архаики, в Италии на территории будущей Римской империи царили этруски – древние племена, населявшие эти земли в I тысячелетии до н. э. и создавшие развитую цивилизацию, которая предшествовала римской. Именно у этрусков римляне впоследствии заимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику и обычай отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима – волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема – которые основали, по преданию, город Рим в 753 году до н. э.

В 510–509 годах до н. э. образуется Римская республика, но вскоре наступает период империи. Рим почти непрерывно ведет победоносные захватнические войны и превращается из небольшого итальянского города в столицу огромной державы.

Идеология. Основу мировоззрения римлян определял прежде всего патриотизм – представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть и т. п. считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора и живописца, выступление на сцене презирал как рабские занятия. Достойными делами римлян считал войну, земледелие и право.

Интересно
Завоевание Греции. В I веке до н. э. Рим завоевал эллинистическую Грецию. Это произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, которая превосходила глубиной и разнообразием их собственную. “Плененная Греция победила своих некультурных победителей”, – скажет Гораций. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов – для обучения своих детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в греческие города слушать лекции прославленных ораторов и философов. Растет численность римской интеллигенции.

Вся история отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до явного подражательства. Культура. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно в период империи. Однако, ассимилируя греческое искусство, римляне вкладывали в него свое содержание. Для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов.

Слишком трезв, слишком практичен был римлянин, чтобы, даже восхищаясь мастерством греков, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла.

Но это не означало, что римляне были недоучками. Уже в республиканский период в Риме складывается самобытное, оригинальное искусство, формируется свой метод творчества, главная черта которого – психологический реализм и подлинно римский индивидуализм. Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили прикладной характер.

Большой популярностью пользовалась астрология. В основном же римские ученые постигали и копировали греков. Особое место в культуре Древнего Рима занимали философия и юриспруденция. Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой, перенимала ее научный аппарат, терминологию, основные направления. Среди римских философов наибольшее распространение получили взгляды Сенеки, который видел смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия, преодолении страха перед смертью.

Большую часть своих усилий, считал Сенека, человек должен посвящать собственному совершенствованию. Тит Лукреций Кар – основоположник скептицизма – известен тем, что построил свое учение на критической переоценке современных знаний. Большую роль в римской культуре играли литература и ораторское искусство. Речи, письма, философские сочинения, трактаты по ораторскому искусству Цицерона оказали большое влияние на современников. Но наиболее глубокое впечатление производили его публичные выступления в судебных процессах, в сенате, народном собрании. Красноречие было главным средством общественной борьбы.

Самыми прославленными поэтами были Вергилий, Гораций, Овидий. Плутарх прославился как автор сравсоф, исследователь литературы, риторики, истории музыки. Театральные представления в Риме устраивались во время праздников и носили зрелищный развлекательный характер. Гладиаторские бои были самым любимым зрелищем в Древнем Риме. До выхода на арену гладиаторов содержали в подземных казематах. Под ареной находились также и мертвецкие. Поскольку купить здорового гладиатора дешевле, нежели лечить больного, раненых добивали в специальных камерах. Особенным успехом пользовались грандиозные зрелища, когда на сцене появлялись отряды конницы, включались выступления редкостных зверей, цирковые представления.

Архитектура. “Мерой всех вещей” в Римской империи был не человек, как когда-то в Греции, а государственная власть, и поэтому в архитектуре ценилась прежде всего грандиозность в сочетании с великолепием. Памятники зодчества должны были внушать почтение, удостоверять могущество, поднимать достоинство власти. В Риме создаются площади (форумы) и храмы, триумфальные арки и ипподромы, бани (термы) и театры, мосты, дороги, рынки и склады.

Если в греческой архитектуре на протяжении веков происходило совершенствование храмовых построек, то архитектура Рима исключительно многообразна. В Риме рождается арочная ячейка, на основе которой создавались и здания, и триумфальные арки. Греческий ордер выполнял в ней лишь декоративную функцию. Важнейшей постройкой времен Римской империи был амфитеатр Колизей (I век).

Скульптура. Поэтическая атмосфера, некогда вдохновлявшая скульпторов Парфенона, не увлекала римлянина. Римский скульптор – отнюдь не поэт, он не стремился превратить исторический факт в иносказательный образ или придать ему некое общее значение. Римлянин трезво и деловито сообщал зрителю о событии и его обстоятельствах, месте и обстановке, подчеркивая достоверность рассказа точным описанием одежды, оружия, трофеев.

Ведущий жанр римской скульптуры – портрет. В нем возобладали свойственные римскому искусству наблюдательность, точность и непредвзятость характеристик. Психологизм, выразительность портрета нарастают ко II–II и запечатлением внутреннего состояния изображения римлян. Примером могут служить скульптурные портреты императоров Марка Аврелия, Филиппа Араба, Константина. В них отразилась нравственно-психологическая атмосфера современной им эпохи.

Христианство. В отличие от Греции, Древний Рим нашел прочное место в системе христианских исторических представлений: христианство зародилось и окрепло в недрах Римской империи. Сам Христос, согласно Евангелию, был представлен римскому прокурору Иудеи Понтию Пилату и был распят римскими солдатами. Христианство возникло внутри империи как бунтарская секта.

Впоследствии оно примирилось с государственной властью, а затем стало и государственной религией.
Император Константин известен тем, что в его правление прекратилось преследование христианства. Сам император перед смертью принял крещение. По политическим соображениям Константин перенес столицу из Рима в Византию в 330 году, назвав город своим именем – Константинополь. Так некогда великий город Рим, столица мира, превратился всего лишь в провинциальный центр рождающегося мощного государства Византии. Завершается история античного мира.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)