Искусство романтизма

Литература романтизма метафорична, ассоциативна, многозначна, тяготеет к синтезу или взаимодействию жанров, видов. Она часто имеет тягу к соединению с философией, религией. Ирония, самоирония, гротеск характерны для романтического мышления. Мир героя-романтика – это преимущественно собственный духовный мир.

Характер героя несет в себе всю скорбь мира по поводу его несовершенства. Герой часто оказывается вырванным из привычной, обыденной жизни и поставленным в чрезвычайные обстоятельства, в которых раскрывается мощь его духа. Он – неповторимая личность, и в этом источник его Виктор Гюго (1802–1885) являлся главой французских романтиков. Одним из первых манифестов романтизма считается предисловие Виктора Гюго к драме “Кромвель”, где французский писатель провозгласил: “Пора пришла. Для мира и для поэзии наступает новая эпоха”. Эти строки увидели свет в 1827 году.

В это время уже шла жаркая полемика между сторонниками классицизма и романтизма. В процессе нескончаемых дискуссий (они происходили главным образов в среде литераторов) эпитеты классический и романтический становились то высшей похвалой, то уничтожающим обвинением. Но, по сути говоря, это был спор между старым и новым искусством. Идеи романтизма в своем творчестве выражали Жорж Санд (1804– 1876), Генрих Гейне (1797–1856), Джорж Гордон Байрон (1788–1824), Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822) и др.

В эпоху романтизма происходит обращение к народному творчеству. Оживают легенды, предания, сказки глубокой старины. За счет фольклора обогащается литературный язык, подчеркивается его национальное своеобразие. Вэто время развивается европейскаяфольклористика, публикуются сборники народных песен и сказок. Приобретают мировую известность братья Гримм, Г. Х. Андерсен.

Изобразительное искусство. Термин романтизм возник вначале применительно к литературе, несколько позднее это понятие распространилось на музыку и изобразительное искусство. По отношению к живописи он впервые был применён к “Плоту “Медузы” Теодора Жерико (1791–1824). Эмоциональная взволнованность художника накладывает отпечаток на всю систему его образных средств. Бурная динамика и патетика форм, которые станут типичными для художественного языка романтизма, проявились в его полотнах в полной мере. Это огромное полотно (35 квадратных метров) посвящено конкретному событию (гибель фрегата “Медуза” и бедствиялюдей, брошенных на произвол судьбы в открытом море), оно далеко перерастает рамки сюжета, превращаясь в аллегорию бедствий самой Франции.

Интересно
Жерико пишет свою суровую картину, изображая искаженные страхом и голодом лица, груды трупов на переднем плане. Он вторгается в область безобразного, передавая со всей натуральностью гримасы голода и смерти. Безобразное ранее было предметом эстетического внимания, но никогда оно не вводилось на равных в высокую трагедию. Это “нарушение” законов жанра более всего возмущало представителей классицизма. Но между тем в этом “смещении” высокого и низкого и заключается эмоциональная ударная сила “Медузы” – взлет надежды, мужество и благородство человеческого духа воспринимались острее рядом со сценами безумия, бессилия.

Героическая концепция романтизма наиболее завершенное воплощение получила в творчестве младшего современника и друга Жерико – Эжена Делакруа (1798–1863). Не повседневная и обыденная жизнь привлекала художника, а события и образы исключительные.

Его творчество отражало духовную жажду поколения, взращенного революцией. И недаром, когда это поколение в июле 1830 года доказало, что оно достойно революционной славы отцов, именно Делакруа стал выразителем героического энтузиазма восставшей Франции, создав одну из лучших своих картин – “Свобода на баррикадах” (28 июля 1830 года). Выставленная в Салоне уже в 1831 году, картина потрясла современников смелостью художественного решения. Зрители были шокированы сочетанием достоверности и символичности образов, реализмом, доходящим до натурализма, и идеальной красотой.

С непризнания Делакруа начинается случавшийся и прежде, но ставший типичным в XIX веке, конфликт публики и художника. Осмеянный при жизни, Делакруа оставался учителем художников новых поколений. Он всегда отстаивал принцип многообразия прекрасного. Эстетика романтизма стала отрицать наличие вечного и неизменного канона красоты. Вместе с изменениями жизни меняются люди, их вкусы, их представления о прекрасном.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)