Диагностика основных сфер образовательной среды учреждения дополнительного образования

В Российской системе образования параллельно с общеобразовательной школой действует сеть учреждений дополнительного образования детей (УДО), создающих условия для развития деятельности разнообразных объединений детей и взрослых. Это определяется рядом обстоятельств: во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании.

Взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает взгляду на личность с позиции культурно-исторической педагогики развития, во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации, в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей. В результате, возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Основное предназначение дополнительного образования – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Таким образом, дополнительное образование можно отнести к средам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка. В традиции российской педагогики создавать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком. При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога дополнительного образования), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

С этой точки зрения система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию, самоопределению, самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере дополнительного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию).

Освоение новых источников образовательной информации, собственный опыт творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение учащихся, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности в УДО позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний.

Образовательную среду учреждения дополнительного образования согласно концепции социализации ребенка в детских общественных организациях М. Рожкова, И. Фришман составляют три основные сферы, в которых происходит процесс творческой самореализации личности: сфера деятельности, сфера общения и сфера самопознания. Их синтез наиболее продуктивен в системе дополнительного образования детей, лучшим образом адаптированной к ребенку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объему восприятия и усвоения необходимых знаний, умений и навыков, способов мышления и деятельности.

В деятельности ребенок осваивает все новые и новые ее виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Именно в деятельности происходит освоение социальных ролей и осмысление их значимости. Общение как сфера образовательной среды УДО неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов ребенка с другими людьми. Самопознание личности предполагает становление в человеке образа его «Я», который складывается на протяжении жизни под воздействием многочисленных взаимоотношений и социальных влияний.

Основой психолого-педагогической диагностики основных сфер образовательной среды УДО является социально-философская градация свободного времени на уровни в зависимости от его содержания, наполнения. Такой подход обусловлен тем, что дополнительное образование по своей сущности, специфике осуществляется, как правило, в сфере свободного времени детей, на основе добровольного выбора ребёнка, его желаний и потребностей.

В социально-философских работах выделяются четыре уровня проведения свободного времени:

  • «досуг» (времяпровождение, время отдыха, развлечений и т.п.);
    «пассивное потребление культурных ценностей» (приобретение готовых знаний, деятельность по образцам и т.п.);
  • «активное потребление культурных ценностей» (самостоятельное порождение знаний, исследовательская деятельность, самообразование и так далее);
  • «возвышенная деятельность» – созидание, творчество (творческая деятельность, создание материальных и духовных ценностей для общества).

Исходя из такого подхода к градации свободного времени по содержанию определяются соответствующие уровни дополнительного образования. Первый, начальный уровень дополнительного образования – досуговый. Ребенок приходит в учреждение дополнительного образования просто провести своё свободное время, отдохнуть, заполнить его чем-нибудь.

В худшем случае – «убить время»; а в лучшем – найти дело по душе, интересный кружок и т.д. Основная педагогическая задача на этом этапе – создать условия для появления у детей осознанной мотивации для выбора объединения и конкретного вида деятельности.

Организационно-педагогическими формами вовлечения детей в активную деятельность на этом уровне могут быть массовые праздники, игры, конкурсы, дни открытых дверей, кинолектории, экскурсии по лабораториям учреждения дополнительного образования, выставки, музеи и так далее. Существенными моментами в досуговой деятельности являются умения педагогов, педагогического коллектива создавать, моделировать встречу с «чудом» (по Г.С. Альтшулеру), т.е. создавать ситуации, вызывающие особо яркие впечатления у детей, «зажигающие» и увлекающие их.

На второй ступени, когда ребёнок уже проявил интерес к определённому виду деятельности, к определённому педагогу, детскому коллективу, организуются благоприятные условия для посещения занятий в УДО. Обучаемый на этой ступени «потребляет» готовые знания, которые передаёт ему педагог, осваивает опыт деятельности по образцам. Уровень взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе в основном репродуктивный («делай как я»). Цель педагога – увлечь ребёнка, закрепить у него мотивацию к заинтересовавшей деятельности.

Следующая ступень – развитие самостоятельности ребёнка – имеет ярко выраженное познавательно-исследовательское направление. Обучающийся старается сам увеличить объём знаний, становится исследователем. Уровень взаимодействия педагога и учащегося в образовательном процессе – продуктивный («делай сам»). Интерес к знаниям становится все более личностным.

Этап развития личности – интеллектуально-поисковый. Дополнительное образование на этой ступени, как правило, предметно-функциональное. Основные его формы – профильные и многопрофильные студии, исследовательские лаборатории, секции научных обществ учащихся.

Задача педагога – закрепить мотивацию содержательную, внутреннюю; обучающийся стремится к реальному результату, личной деятельности, всё чаще занимает инициативную (субъективную) позицию в ходе учебного процесса. Педагог находится в позиции партнёра-помощника.

Четвёртая ступень – высший уровень самостоятельности – «Возвышенная деятельность». В дополнительном образовании – это созидание, творчество. Интерес у учащегося становится творческим, возникает потребность сделать своё, причём интерес уже не угасает; этап развития личности – рефлексивно-созидающий. Уровень взаимодействия педагога и учащегося в образовательном процессе – креативный, происходит выражение собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества его и педагога.

Уровень программы дополнительного образования – творческий, инновационный, модель обучения основывается на продуктивной, творческой деятельности учащегося. Высшая ступень дополнительного образования особенно актуальна, значима как в русле глобальных образовательных тенденций, так и в русле обеспечения развития человека как самоцель.

Следует отметить, что ступени дополнительного образования, построенные на основе социально-философской градации содержания свободного времени, соответствует ступеням (блокам) Базисного (федерального) учебного плана государственных, муниципальных учреждений дополнительного образования детей:

  • 1 й блок – «Человек любознательный»;
  • 2 й блок – «Человек увлечённый»;
  • 3 й блок – «Человек исследующий»;
  • 4 й блок – «Всесторонне развитый, функционально грамотный, интеллигентный человек, способный к сотрудничеству».

Ступени (уровни) дополнительного образования имеют важное методологическое значение, так как:

  • во-первых, позволяют проектировать образовательный процесс как в учреждении в целом, так и в отдельных направлениях, объединениях на основе соответствующих ориентиров;
  • во-вторых, дают возможность педагогам видеть перспективы развития образовательного процесса, не останавливаться на нижних ступенях;
  • в-третьих, уровни дополнительного образования могут быть методологической базой, основой для аттестации педагогов, учреждений дополнительного образования, что будет в конечном счёте стимулировать развитие дополнительного образования на более высокие, более общественно значимые и личностно ориентированные ступени.

Диагностика основных сфер образовательной среды УДО должна осуществляться в соответствии со ступенями дополнительного образования, построенным на основе базисного учебного плана УДО. Данная диагностика должна учитывать особенности социального становления учащегося УДО и определяться возрастными закономерностями его развития с учётом особенностей социальной среды. Далее поочередно охарактеризуем сферы деятельности, общения и самопознания и рассмотрим конкретные диагностические методики по каждой из основных сфер образовательной среды УДО.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)